Нужен ли Wi-Fi в метро?

Аукцион на развертывание в метрополитене сети бесплатного Wi-Fi не состоялся в третий раз по той же причине, что и ранее: ни одна из компаний «большой тройки» не подала заявки на участие. Поскольку по закону переносить начало мероприятия можно лишь дважды (что уже было сделано), можно констатировать, что Wi-Fi в метро в ближайшее время не появится.

СМИ подробно обсуждают с комментариями мобильных операторов, почему участие в аукционе оказалось для них невыгодным. Однако я предпочитаю не углубляться в эти детали и задамся другим вопросом: получили бы пассажиры какую-либо выгоду от реализации предложенного руководством метрополитена проекта, нужен ли вообще московской подземке Wi-Fi?

Для начала стоит сделать небольшое, но важное уточнение, о котором часто упоминают лишь вскользь. Согласно первоначальным планам, речь шла не о полноценном «метровайфае», а лишь о бесплатных точках доступа, которые должны были располагаться в вагонах поездов. Минимальная скорость на одну сессию – 128 кбит/сек при минимальном количестве подключений на вагон – 24 человека. Учитывая, что любой участник аукциона исходит из рентабельности проекта, вряд ли итоговые цифры сильно отличались бы от заявленных требований.

Посмотрим, что получается в сухом остатке. Вышел пассажир из вагона – пропал интернет, вошел в вагон – появился. В идеале, но на деле это не так уж и точно, поскольку в вагоне могут находиться другие пассажиры, желающие выйти в Сеть и скоротать время в пути. Так что тут – либо повезет, либо нет. А учитывая скорость, везение выглядит сомнительным.

Можно представить, как активные пользователи будут оккупировать составы на кольцевой линии, чтобы делиться впечатлениями в соцсетях. Прогресс, однако: раньше в метро спали бездомные, теперь хипстеры будут сидеть в интернетах. Сдается мне, данный подход к интернетизации столичного метрополитена несколько неверен. Не там расставлены акценты, не в том направлении планируется развитие. Отсюда и такие результаты аукциона.

Число активных пользователей Сети с мобильных устройств растет год от года, но при этом цена мобильного интернета снижается. Зайти в интернет с телефона теперь уже не вызывает ни технологических, ни финансовых проблем. Люди привыкли к этому. На большинстве тарифных планов есть бесплатный дневной лимит 30-50 Мб, и по его исчерпании скорость соединения просто снижается. На других тарифах лимита может не быть, но цена все равно остается минимальной.

Другой вопрос заключается в том, что не везде и не в каждом уголке метрополитена есть связь. Однако вспомнив, какая связь была в метро 5–6 лет назад, можно заметить явный прогресс. Думаю, именно в этом направлении и следует двигаться: не изобретать велосипед и не устанавливать точки Wi-Fi в вагонах, а стимулировать мобильных операторов к полному покрытию всей сети метро без мертвых зон. Это будет гораздо полезнее и эффективнее для горожан, и именно эту позицию я изложил в письме, отправленном руководителю Департамента транспорта Максиму Ликсутову.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы