В апреле исполнилось 100 лет знаменитому Ленскому расстрелу, который сыграл ключевую роль в изменении методов реакции царского правительства на забастовки. Ранее применялись массовые расстрелы, рубка шашками и порка задержанных. 1-2 июня мы отметим 50 лет со дня событий в Новочеркасске — массовой забастовки и расстрелов демонстрантов. Скоро пройдет полгода со времени трагических событий в Жанаозене (16 декабря) и на станции Шетпе (18 декабря), когда также были расстреляны демонстранты.
Российская прокуратура квалифицировала события вечера 6 мая на Болотной площади как «массовые беспорядки». В результате уже задержаны трое: 18-летняя Саша Духонина, Андрей Барабанов и предприниматель Максим Лузянин из Подмосковья.
Весной 1912 года в России функционировала III Госдума, известная как «столыпинская», из-за несправедливых изменений в законодательстве, включая непрямые выборы и активное использование административного ресурса. После трагедии на приисках «Лензолото», где погибли от 83 до 250 человек, министр внутренних дел Макаров, отвечая на запрос депутатов, заявил: «Так было и так будет». Тем не менее, в стране существовало развитое гражданское общество и свободная пресса, что привело к всплеску протестов. Министр ушел в отставку, были созданы две комиссии по расследованию: одна по указу царя и другая парламентская. Обе комиссии установили невиновность членов забастовочного комитета, которые были освобождены. Ротмистр Трещенков, отдавший приказ о расстреле мирного шествия, был разжалован в солдаты.
В начале июня 1962 года произошло два значимых события: резкое подорожание мяса и масла из-за неурожая и снижение расценок на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Протестный митинг рабочих привел к забастовке и шествию к зданию горкома. Члены Президиума ЦК КПСС приказали выдвинуть 18-ю танковую дивизию, однако танкисты отказались стрелять в демонстрантов. Для подавления забастовки были введены другие войсковые части. Милиция спровоцировала захват здания горотдела, после чего солдаты открыли огонь по толпе, стреляя даже по детям, сидящим на деревьях. После открытия в 1992 году тайного захоронения выяснилось, что погибло около 50 человек. Начались тайные суды: семеро забастовщиков были расстреляны, 105 получили длительные сроки. В 1996 году они были реабилитированы указом президента Ельцина.
16 декабря 2011 года в Жанаозене, после семимесячной забастовки нефтяников, прошел митинг. Под предлогом подавления беспорядков было применено огнестрельное оружие. По официальным данным, погибло 17 человек, хотя, по непроверенным данным, число жертв значительно больше, а раненых — минимум 100. 18 декабря также произошел расстрел митинга на станции Шетпе. На следствии были подвергнуты пыткам сотни бастующих нефтяников, начались политические процессы. В Актау состоялись два суда над участниками забастовки, 12 человек были осуждены за события на станции Шетпе, четверо из них получили от 3 до 7 лет. Сейчас оглашается приговор 37 жителям Жанаозеня, многие из которых заявили о пытках.
Начались процессы над лидерами профсоюзов и оппозиции, обвинёнными в разжигании социальной розни к работодателям и терроризме, что грозит им длительными сроками заключения. В тюрьме находятся Владимир Козлов, Серик Сапаргали, Айжангуль Амирова и Естай Карашаев. Их дела уже в суде. Аналогичные обвинения предъявлены общественным деятелям, среди которых театральный режиссер Болат Атабаев и лидер молодежного движения Жанболат Мамаев. Также арестован правозащитник Вадим Курамшин по сфабрикованному обвинению в вымогательстве взятки.
Казахстанские власти привлекли к ответственности также тех, кто подорвал их репутацию как гарантов стабильности: мэр мятежного города и трое топ-менеджеров нефтяных компаний были осуждены за финансовые хищения. Пятеро полицейских, включая заместителя начальника департамента внутренних дел Мангистауской области и начальника отдела по борьбе с экстремизмом, были приговорены к лишению свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества.
По поводу преследования профсоюзных активистов российские лидеры свободных профсоюзов и правозащитники обратились к премьер-министру Медведеву. Они призвали его во время визита в Казахстан обратить внимание президента Назарбаева на недопустимость таких действий, подчеркивая, что «интерпретация независимой профсоюзной деятельности как подрывной применялась только фашистскими и реакционными диктатурами». Более подробно о событиях в Казахстане можно узнать из выступления казахского политика на круглом столе.
2 июня в Москве пройдет согласованный митинг против расстрелов мирных митингов и репрессий в Казахстане. Митинг состоится в 17 часов у станции метро «Улица 1905 года», у памятника рабочим Красной Пресни, участникам первой русской революции.
Тем временем в России на обращение Движения «За права человека» относительно применения насилия полицией 6 мая пришел ответ из 2-го оперативного полка полиции Москвы. В письме отмечено, что проверка «не усмотрела нарушений законности и служебной дисциплины» в действиях сотрудников. Очевидно, что по сравнению с царской Россией мы пока не достигли идеала парламентаризма в отношении к подавлению протестов.
Что касается обвинений в массовых беспорядках 6 мая, тщательное изучение комментариев к ст. 212 УК РФ показывает, что никаких признаков этого преступления в произошедших событиях не было. Не было единого умысла на применение толпой организованного насилия. У участников столкновения с полицией не было общей цели, такой как захват зданий или погромы. Взаимодействие происходило в условиях обоюдного столкновения, где полицейские также применяли грубое насилие и спецсредства. Считать это беспорядками может только тот, кто верит, что демонстрант должен молчаливо терпеть насилие со стороны правоохранительных органов.
Таким образом, важна разница между запланированным покушением и спонтанной дракой.