«ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ СОЗДАНО И РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА»
Вечером в четверг был записан ролик, в котором комментировались события недели и обсуждалась возможная командировка. Однако происшествия не стали дожидаться. Пока шло создание видео, «Мемориал»* подвергся нападению: сначала грабежу со стороны местной шпаны, а затем вмешательству полиции. Как известно, хулиганы пришли в сопровождении корреспондентов НТВ. Вместо того, чтобы задерживать правонарушителей, полиция заняла здание «Мемориала», инициировав обыск, который они сами объяснили «поисками заложников».
На следующий день, в пятницу, список СМИ-иноагентов пополнили издания Republic* и «Росбалт»*, а к главе «Международного Мемориала»* Яну Рачинскому явились представители силовых структур. Они потребовали его явки для дачи объяснений в отдел по борьбе с экономическими преступлениями. В отношении «Мемориала» была инициирована некая «проверка», в ходе которой были запрошены документы за различные годы. Действия всех участников — шпаны, полицейских, силовиков из ОБЭПа и, не в последнюю очередь, «корреспондентов» НТВ — выглядели как единый слаженный план.
Зачем все это было сделано? Является ли это разовой акцией, как мы уже неоднократно наблюдали, или действительно началом «окончательного решения вопроса» «Мемориала», то есть его фактической ликвидации? «Мемориал» — символ национальной гордости России, первая организация, продемонстрировавшая способность общества к покаянию и рефлексии по поводу ужасных репрессий советского времени. Это увековечивание памяти миллионов судеб и жизней, загубленных в тот период. Исчезновение «Мемориала» стало бы глубочайшей нравственной катастрофой, окончательным разрывом с тем, что все еще связывает россиян в XXI веке. Если общество не защитит правозащитников, то защищать его некому.
Весь мир стал свидетелем событий в Саратовской ОТБ-1, увидев, что рассказы о жестокости и пытках в российских тюрьмах — не преувеличение. Правозащитники предупреждали об этом и были правы. Они не «клеветали на советский строй», не «выполняли заказ врагов России», они защищали россиян и пытались помочь властям исполнять российские законы. А как реагирует власть? Погромами «Мемориала»? Списком «иностранных агентов»? «Единой Россией», которая в едином порыве голосует против парламентского расследования пыток?
Хочу поделиться своим коротким видео о событиях недели, в котором обсуждаются Володин, ОНК и «иноагенты». В связи с активностью Роскомнадзора и Минюста был создан новый канал. Приглашаю смотреть и подписываться. Нормальное современное государство должно взаимодействовать с обществом не через папочки ФСБ, а посредством диалога с гражданским обществом, которое пока существует в России.
Мало кто помнит, что Вячеслав Володин, спикер Госдумы, удивляющийся, почему «гражданское общество молчало», был избран депутатом от города Саратова, где расположена тюремная туберкулезная больница, где насиловали заключенных. Я напомню об этом, господин Володин. Также стоит упомянуть, что вы, как депутат, имеете право беспрепятственно посещать любые закрытые учреждения. Я предлагаю вам посетить Саратовскую ОТБ-1 и взять с собой адвоката. Могу даже порекомендовать надежных и порядочных адвокатов.
Не время удивляться, господин Володин, и не стоит громить «Мемориал», а нужно активно работать, показывая всему миру, что власть борется с пытками, а не покрывает их.
P. S. Всем остальным напоминаю, что поддержать гражданский правозащитный проект «За права человека» можно и нужно здесь. Более некому ценить нашу работу. Не стоит же просить об этом Володина. * российские власти считают организацию иностранным агентом.