Лев Пономарёв: Ответ пессимистам

Данное сообщение (материал) создано и распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

На страну неуклонно надвигаются выборы в ГосДуму. Дискуссия о том, стоит ли в них участвовать, кажется полностью исчерпанной. Если есть возможность избрать адекватных людей и провести добросовестные избирательные кампании, это нужно сделать. Если можно объединить людей вокруг протестного голосования и наблюдения – значит, нужно это делать. Тут просто не о чем спорить.

Гражданское общество в России не должно упускать ни единой возможности укрепить свои позиции. Однако, возможно, у кого-то возникнет вопрос: есть ли что-то, что нужно укреплять? Конечно, есть. Страна меняется. Жестокие законы и репрессии, трехдневное голосование с недопуском и снятием кандидатов возникают не сами по себе, а становятся ответом власти на возросшую гражданскую активность.

Например, 2019 год, отметившийся пенсионной реформой, делом Голунова и крупнейшими митингами в Москве перед выборами в Мосгордуму, можно уверенно назвать годом экологических протестов во всей России. Его итогом стала не только остановка строительства знаменитого мусорного полигона на Шиесе, но и появление общероссийского гражданского экологического движения, включающего активистов-защитников Шиеса и сообщества, протестующие в разных регионах против строительства мусоросжигающих заводов, открытия свалок, вырубки лесов и загрязнения водоемов.

Экология и состояние окружающей среды, борьба с отходами быстро становятся одной из самых острых и насущных проблем для людей, поскольку в буквальном смысле затрагивают их жизнь и здоровье. Объединенная группа защитников Шиеса попыталась провести референдум в Архангельской области по вопросу ввоза туда мусора из других регионов. Попытки заблокировать этот референдум местными властями оказались неудачными: Архангельский суд отказал властям и разрешил его проведение.

Однако в дело вмешался Верховный суд РФ, который запретил референдум. Социология спустя месяц показала, что около трети населения Архангельской области готовы выходить на акции протеста, даже если они не будут согласованы. На днях инициативные группы по всей России подали документы на 11 местных референдумов по региональным экологическим вопросам. Это сделали экоактивисты из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Кемеровской, Калужской и Астраханской областей, и, похоже, это только начало большой кампании – Всероссийского экологического референдума.

Привожу для ознакомления список из 11 тем, которые выносят на референдумы активисты в разных регионах:

  1. За пересмотр проекта строительства дороги в Волгограде через Волго-Ахтубинскую пойму (объект ЮНЕСКО);
  2. Против застройки под видом «облагораживания» Битцевского леса в Москве;
  3. В защиту берегов Финского залива Санкт-Петербурга: против свалки в Угольной Гавани, за сохранение берега вдоль Балтийского бульвара, «Жемчужный берег»;
  4. Против строительства мусорного полигона в Поварово Московской области;
  5. За рекультивацию мусорного полигона «Лесная» в Серпухове Московской области;
  6. За закрытие и рекультивацию мусорного полигона «Алексинский карьер» в Клину Московской области;
  7. За запрет строительства завода по производству пластика на реке Волга в Астраханской области;
  8. За принятие регионального закона «Об окружающей среде» в Кемеровской области, позволяющего снизить негативное воздействие на окружающую среду (в первую очередь, от угольных разрезов);
  9. Против строительства мусоросжигательного завода в городе Казань;
  10. Против строительства мусорного полигона на территории села Ильинское, близ деревни Станки Калужской области;
  11. За запрет взлетов и посадок самолетов над жилыми домами в Лобне, Сходне, Солнечногорске Московской области (самолеты пролетают над жилыми домами на высоте 100-300 метров).

Что происходит с этими инициативами? Ситуация различная. В Лобне документы инициативной группы одобрены ТИКом. В других местах – отказы разной степени неадекватности. В Калуге же членов инициативной группы разыскивали правоохранители (вероятно, сотрудники ФСБ), и на одного из них было оказано прямое давление: при свидетелях женщине угрожали увольнением, требуя отказаться от участия в инициативной группе.

Интересно, как обстоит дело с правом граждан на проведение референдумов, и сколько референдумов в итоге состоится? Главное в этой истории – это живые люди, отстаивающие свои права и права своих сограждан. И таких людей немало. В России многое уже закатано в асфальт, но гражданское общество существует, оно живет и развивается, несмотря на жесткое давление. Поэтому не сдавайтесь, голосуйте за адекватных людей и записывайтесь в наблюдатели.

P.S. Если вам известно о крупной экологической проблеме в вашем регионе, пишите в чат «Нам здесь жить». Если вы цените работу Гражданского правозащитного проекта «За права человека», вы всегда можете поддержать её. Мы занимаемся не только собственным выживанием, но и помогаем экологическим активистам.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы