Начну с цитаты слов президента: «… опираясь на гражданское общество, мы никогда не допустим мысли о том, чтобы совершенствовать нашу работу во всех этих областях было позволено исключительно с целью закручивания каких-то так называемых гаек. Ни в коем случае мы по этому пути не пойдём. Будем опираться именно на гражданское общество, прежде всего», – заявил Владимир Путин на заседании Совета безопасности.
За день до этого выступления Министерство юстиции России принудительно внесло в реестр «иностранных агентов» несколько некоммерческих организаций, среди которых оказался и Правозащитный центр «Мемориал». В лице «Мемориала» государство фактически уничтожает важный элемент национального достояния России.
«Мемориал» – первая независимая общественная организация, возникшая в конце 80-х годов с целью придать гласности преступления сталинизма и добиться его официального осуждения. Однако власти до сих пор не сумели найти в себе силы рассекретить и опубликовать все данные о пострадавших от репрессий, выплатить компенсации их семьям и наказать виновных. Именно «Мемориал» ведет всю работу по сохранению памяти о национальной катастрофе, тем самым защищая международный имидж России.
В мире существуют примеры, когда нация осмысливает свое прошлое, не отворачиваясь от него. Одним из таких примеров является Германия, которая сделала все необходимое для осознания своего прошлого, что помогло ей стать процветающим демократическим государством. В отличие от этого, Россия продолжает избегать открытого диалога с собственным историческим наследием.
«Мемориал» говорит правду не только о прошлом. Профессиональная и тщательная работа Правозащитного центра по мониторингу «горячих точек» на территории бывшего СССР крайне необходима для сохранения России и признана на международном уровне. Преследование «Мемориала», фонда «Общественный вердикт», «Агоры» и других организаций, таких как Калининградская общественная организация «Экозащита! – Женсовет» и АНО «Юристы за конституционные права и свободы», становится очередным доказательством того, что курс на «закручивание гаек» не изменился. Мы продолжаем жить в полутоталитарном режиме, и прошлое, от которого мы изо всех сил стараемся отвратиться, может вернуться уже в виде настоящего.