Президент России – гарант прав человека?

Президент России, вступая в свою должность, произносит присягу, которая начинается словами: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина». Поэтому неслучайно Президента часто называют гарантом прав человека в России.

В России действует суперпрезидентская Конституция. Политологи часто говорят об авторитарном политическом режиме, где непосредственно Президенту подчиняется весь силовой блок и внешняя политика. Жизнь показывает, что именно представители силовых структур чаще всего нарушают права человека. Полицейские и следователи при задержании и после него применяют физическую силу и пытки, выбивая признания.

Сотрудники Уголовно-исполнительной системы (УИС) совершают аналогичные действия на всех этапах содержания под стражей — в СИЗО, колониях и тюрьмах, либо сами, либо через так называемый «актив» — других заключенных. Понимая по-своему задачу перевоспитания, тюремщики унижают, подвергают физическим и психологическим пыткам заключенных. Нередко те, кто не поддается такому давлению, погибают в застенках.

Согласно информации правозащитников, убийства заключенных или их смерть в результате пыток — достаточно рядовое явление, однако лишь очень редкие преступления такого рода доходят до завершения расследования, и то только при большом общественном резонансе. Обычно все преступления за пределами решетки скрываются работниками ФСИН и руководством полиции, прикрываются следственными органами и прокуратурой.

Как именно происходит «ломка» заключенных в колониях, хорошо описано в докладе Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Челябинской области. «С пытками заключенный сталкивается сразу же по прибытии в исправительное учреждение. Цель этих первоначальных пыток: сломать волю человека, сделать зэка послушным и продемонстрировать, кто здесь хозяин. Это называется «ломка этапа». За ломку этапа не только не наказывают, но, напротив, это один из обязательных методов в технологии содержания «спецконтингента». Именно поэтому тюремщики доходят до крайней степени наглости, активно издевательства и избиения, не сдерживая себя.

Общеизвестен факт убийства части этапа в ИК-1 Челябинского ГУФСИН в 2008 году, организаторы этой бойни остались почти безнаказанными. Это посылает сигнал: продолжайте заниматься насилием. Вторая цель «ломки этапа»: определить, кто будет приносить постоянный доход на протяжении всего срока пребывания в колонии. Если новый заключенный сразу дрогнет и попросит у родных «гуманитарку», надеясь на то, что его оставят в покое, он лишь подпишет себе приговор — его будут «доить» весь срок, а за условно-досрочное освобождение (УДО) придется заплатить немалые деньги. Если он не заплатит, УДО ему не видать, как своих ушей — уйдет только по истечении срока.

В качестве типичного примера злоупотреблений приводится рассказ одного из осужденных. А как же Гарант прав человека, Президент РФ? Знает ли он об этих ситуациях? Вполне возможно, что знает. С первого президентского срока вся эта трагическая ситуация докладывалась Владимиру Путину во время встреч с Советом по правам человека при Президенте РФ. Однако за тринадцать лет ничего не изменилось. Главная причина, по моему мнению, — конфликт интересов между силовиками и правозащитниками, который всегда разрешается в интересах силовиков.

Долго ли это будет продолжаться? Как преодолеть эту глухоту Гаранта к таким вопиющим нарушениям? 20 февраля состоится правозащитная конференция «Против насилия и пыток в правоохранительной и пенитенциарной системах». На ней будут представлены факты пыток, насилия и убийств, совершаемых в полиции и в уголовно-исполнительной системе, видео- и фото-свидетельства, а также выступят пострадавшие от пыток. Будет обсуждена эффективность расследования этих преступлений.

Организатором конференции является Правозащитный совет России, в который входят известные правозащитники. Чрезвычайно важно, чтобы чиновники высокого уровня пришли на эту конференцию. Я официально пригласил на нее Вячеслава Володина — первого заместителя руководителя Администрации Президента. Именно Володин должен убедиться в наличии в нашей стране убийств и пыток и доложить Президенту, что в XXI веке в России, единственной стране в Европе, пытки и убийства в тюрьмах происходят без последствий.

Согласно сведениям, полученным правозащитниками в ходе «доверительных бесед» с региональными следственными органами и работниками прокуратуры, по всей России дана команда: «У нас пыток нет!» Именно поэтому отсутствуют какие-либо расследования и наказания виновных, как было ранее с командой: «У нас фальсификаций на выборах нет!».

Оцените статью
Ритм Москвы