В октябре 2010 года генерал ГИБДД Кузин В.В. издал указание для нижестоящих подразделений, разрешив всем сотрудникам ГИБДД проверять тонировку автомобилей. Однако процесс обжалования этого указа растянулся на долгое время. В начале 2011 года я подал жалобу в Мещанский районный суд города Москвы. Судья оказался непростым и решил отказать в принятии жалобы (определение от 9 февраля 2012 года), но уведомил меня об этом только в конце апреля 2011 года, после моих многократных обращений.
Естественно, я обжаловал это решение в Московский городской суд, который отменил отказ. Однако судья Мещанского суда снова затянул сроки и направил мою жалобу в МГС лишь через полгода после ее подачи, в октябре 2011 года. Спустя еще четыре месяца, после того как МГС принял решение в мою пользу (28 ноября 2011 года), я не получил никаких уведомлений о дальнейшем движении дела и, находясь в неведении, обратился к председателю Мещанского суда.
Лишь после этого мне выслали определение МГС и назначили дату нового разбирательства. В апреле 2012 года состоялся новый судебный процесс по моей жалобе, после чего снова не последовало никаких уведомлений, и я вновь был вынужден обратиться с жалобой на судью, рассматривавшего мое дело.
На днях мне пришел ответ от председателя Мещанского суда, в котором было указано, что указание Кузина больше не действительно. В связи с отсутствием актуальных ведомственных указаний и изменениями в приказах МВД, следует руководствоваться действующими нормами, согласно которым проверку тонировки могут проводить исключительно сотрудники технадзора.
Мнение Кузина, озвученное на недавней пресс-конференции, является лишь его личной позицией и не может служить руководством для действий нижестоящих подразделений ГИБДД. Это было подчеркнуто судом в начале февраля 2011 года при рассмотрении моей жалобы.
Согласно пункту 7.3 Приложения N 7 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года (ред. от 10.09.2010), в отношении светопропускания стекол, в том числе покрытых пленками, применяются требования пункта 3.5.2 Приложения N 5 к этому регламенту. Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей должно составлять не менее 70 процентов.
В соответствии с примечанием к пункту 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, разрешается использовать тонированные стекла (кроме зеркальных), если их светопропускание соответствует ГОСТу 5727-88. При этом, согласно первому абзацу перечня неисправностей, существуют конкретные неисправности автомобилей, автобусов и других транспортных средств, при которых эксплуатация запрещена.
Методы проверки этих параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Согласно п. 4.7.3 этого ГОСТа, светопропускание стекол должно соответствовать ГОСТу 5727. По данным пункта 2.2.4 ГОСТ 5727-88 светопропускание ветровых стекол автотранспортных средств и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол — не менее 70%.
Из вышеизложенных норм видно, что светопропускаемая способность стекол автомобилей относится к техническим параметрам транспортного средства. Основные структурные подразделения ГИБДД МВД России включают регистрационно-экзаменационное подразделение, дорожно-патрульную службу (ДПС), подразделение дорожной инспекции и подразделение технического надзора. Каждое из этих подразделений выполняет задачи, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами.
Деятельность подразделения технического надзора регламентируется приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240. В соответствии с п. 1 Наставления по техническому надзору, утвержденного этим приказом, определяется порядок осуществления ГИБДД специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по соблюдению законодательства в области дорожного движения.
Согласно п. 5.3 Наставления, технический надзор осуществляет контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В соответствии с п. 82 административного регламента МВД РФ, основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются визуально установленные признаки административных правонарушений.
Проверка технического состояния транспортных средств осуществляется согласно требованиям приказа МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240. Кроме того, согласно п. 46 административного регламента, использование технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается.
В соответствии с перечнем основных технических средств, использование которых предусмотрено для обеспечения доказательств по делу об административных правонарушениях, измерение светопропускаемости стекол осуществляют только сотрудники подразделения технического надзора. Также, согласно приказу МВД РФ от 02.03.2009 г. №186, проверка технического состояния автотранспортных средств не входит в функционал сотрудников ДПС.
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что измерение светопропускающей способности стекол автомобиля может проводить исключительно специалист из подразделения технического надзора ГИБДД. Берегите себя и свои права.