С событий на Украине вот уже несколько месяцев начинаются практически все новостные выпуски. Это, безусловно, самая обсуждаемая тема в кругу друзей и знакомых. Если дискуссия не грозит вспыхнуть межличностным конфликтом, то здравомыслящие люди, желающие сохранить отношения, предпочитают временно забыть о ней. Между тем, параллельно войне даже на Украине не везде, но идет и мирная жизнь. Люди ходят на работу, получают зарплату, работают предприятия. И в этой мирной жизни есть фондовый рынок.
Кто-нибудь задавался вопросом, что в последние месяцы происходит с фондовым рынком Украины? Должно быть, он стремительно падает? Оказывается, нет: с начала этого года он вырос на 27%. Причем, если взглянуть на график, вырос он с мая, поскольку в марте-апреле упал ниже отметок начала года. Вполне неплохо для страны, в которой идет гражданская война. А что с рынком страны, называемой «процветающей стабильностью»? За этот же период российский фондовый рынок упал на 14%. Особенно наглядно именно в последние две недели украинский и российский рынки начали расходиться.
Кто-то может найти в этом «парадоксе» происки «врагов России» и отчасти будет прав. Отчасти, поскольку в этом случае придется признать, что к «врагам России» относятся зарубежные инвесторы, которые более охотно покупают «акции Украины» и продают «акции России». В данном посте мы попытаемся объяснить, почему у западных инвесторов есть вполне объективные причины отдавать предпочтение украинским, а не российским акциям.
Прежде всего, необходимо понимать, что акции покупаются с одной единственной целью – заработать деньги. Привлекательность того или иного рынка оценивается именно с этой позиции – с оценки перспективы заработка на покупке акций. Эти перспективы рассматриваются на временном интервале в несколько лет. Поэтому, чтобы понять, каковы перспективы заработать на украинском рынке, неплохо было бы взглянуть на него в более широком временном диапазоне, начиная с 2010 года.
Более чем наглядная иллюстрация того, как инвесторы, в том числе и западные, оценивали перспективы украинской экономики при президенте В.Ф. Януковиче. И нынешний рост фондового рынка Украины укладывается в достаточно циничную, но действенную формулу Джона Рокфеллера: «Способ делать деньги состоит в том, чтобы покупать, когда на улицах льется кровь». Гражданская война на Украине рано или поздно закончится, и для Украины появится «план Маршалла». Цены на акции ее компаний, возможно, не всех, но тех, которые «переживут» интеграцию в европейскую экономику, вырастут в разы. И это вполне обозримая перспектива: 3-5 лет.
А теперь взглянем на российский рынок: что с ним происходило на том же временном интервале? На самом деле, происходило примерно то же самое, что и с украинским рынком: он не столь стремительно, но планомерно снижался. Так что режим В.В. Путина, в плане перспектив заработать деньги, оценивается инвесторами не на много лучше, чем режим В.Ф. Януковича. Разница лишь в масштабах украинского и российского рынков, а также в степени вовлеченности в европейскую экономику. Не так просто для западных инвесторов уйти из России, о том, чтобы прийти, похоже, уже мало кто задумывается.
А может быть, все не так плохо? Все эти графики не имеют ничего общего с оценкой политических и экономических рисков в наших странах, а дело в мировой конъюнктуре? Можно сравнить наши графики с графиками развитых стран, например, Великобритании и Германии. Как мы видим, украинский рынок двигался вслед за «мировой конъюнктурой» до августа 2011 года, потом все больше начали проявляться «национальные особенности». В России «особый путь» стал все отчетливее прокладываться с июля 2012 года.
Напомню, какие события были отмечены в этом месяце. Были приняты и подписаны вновь избранным президентом Владимиром Путиным законы об «иностранных агентах» и о «цензуре в Интернете». В следующем месяце, по «двушечке», получили незадачливые танцовщицы. В общем, тенденция наметилась. Поэтому, я бы не спешил смеяться над «беззубыми санкциями» Запада. Да, они сами по себе не так много значат для российской экономики. Но правда заключается в том, что самые главные санкции на российскую экономику накладывает не Запад, а сами российские власти, включая нынешнего премьер-министра, который уже не у всех на слуху, несмотря на то, что четыре года он «исполнял обязанности президента», как метко заметил Владимир Владимирович.
Западные инвесторы, в конечном итоге, это обычные люди, которые, как и все, смотрят телевизор, читают газеты, и они прекрасно понимают, что в России есть один единственный политический риск – Владимир Путин, риторика и действия которого оптимизма не внушают. На счет Порошенко, полагаю, у них тоже нет иллюзий. Однако то, что «благодаря» Крыму и Донецку с Луганском Украина все больше становится вотчиной Запада, создает неплохие предпосылки для того, чтобы купить ее акции «впрок».
Графический источник: www.msci.com