Леонид Гозман: Пытки в прямом эфире — культурные практики времен заката

Интервью Протасевича, можно назвать пыткой в прямом эфире, вызвало у большинства людей глубокое потрясение, которое мешает рационально мыслить. Тем не менее, попробуем сделать некоторые выводы.

1. В XXI веке в Европе – а это не Африка! – происходят события, которые казались невозможными. Это означает, что новый Освенцим и новая война становятся реальными. Человеческая природа не изменилась: жадность, трусость и злоба диктаторов сохраняются так же, как и сто или двести лет назад. Защитная пленка законов и соглашений не устоит ни перед жестокостью тиранов, как в случае с Протасевичем, ни перед стремлением захватить чужие территории, как это случилось с Крымом. Не расслабляйтесь!

2. Жестокость правителей имеет как рациональные, так и иррациональные корни. С одной стороны, Протасевича, как и многих арестованных, используют как сигнал общества – «знайте, мы готовы на всё, не вставайте у нас на пути». С другой стороны, жестокость приносит правителям удовольствие – они садисты. Это заметно и в нашем контексте. Пивоварова могли задержать на паспортном контроле, но его допустили на борт, дождались момента взлета, чтобы он расслабился, а затем арестовали! Справедливо ли это?

3. Лукашенко и его соратники уверены, что не понесут наказания. Они предполагают, что Европа всё забудет, и как всегда, победит «реальная политика». Нужно бы «смутить веселость их», заставить бояться – страх может сдержать их хотя бы немного. Даже символические шаги, такие как объявление Лукашенко в розыск на территории ЕС, могли бы иметь положительный эффект. Мы можем прислать Александру Григорьевичу фотоальбом с изображениями подсудимых Нюрнберга и последними фотографиями Каддафи, Чаушеску и Саддама Хуссейна – пусть ждет! Для органов: это не призыв к расправе – минских начальников необходимо судить в цивилизованном суде, которого были лишены их оппоненты.

4. Мы не должны забывать не только о палачах и исполнителях, но и о тех, кто отдавал им приказы. Также важно помнить о пропагандистах, которые публично одобряли пытки или делали вид, что это обычное интервью, в том числе и российских. Граждане России обязаны помнить, что Лукашенко не продержался бы недели без финансовой и политической поддержки Путина, которая осуществляется от нашего имени. Зарплаты палачам Романа выплачиваются из наших с вами денег!

5. Пока Лукашенко у власти, Романа не отпустят, как и Навального – пока у власти Путин. Убивать Протасевича Лукашенко, на мой взгляд, невыгодно. Если не убьют, он выйдет – он моложе экс-президента Беларуси. Главное, о чем ему стоит думать – это не сойти с ума и понять, что за всё, что он сказал или какие бы сведения он не выдал чекистам, он не несет вины – человек не может выдержать пыток. Вся вина лежит на палачах, а не на нём. Лишь последний дурак или герой, прошедший через этот ад, может обвинять Романа в том, что он, мол, сдался или сломался, и вел себя не так, как выдуманные герои советского эпоса. Почему же оказывается, что лишь страшные сказки становятся реальностью?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы