Поток публикаций о панк-узницах и волна жестокости в их адрес навели на мысль о необходимости протестного ликбеза, и в связи с этим была открыта Школа контркультуры под названием Pussy Riot School. Начнем с основ, с Азбуки Pussy Riot.
Урок 1. «Что в имени тебе моем?»
Смысл имени. Pussy Riot является непереводимой игрой слов на английском сленге. Первое слово – Pussy (Пусси) – грубое и означает, среди прочего, женские половые органы. Звучит настолько резко, что многие англоязычные преподаватели избегают произносить его в аудиториях, предпочитая сокращение PRiot. Аналогично, первое слово в названии группы избегают произносить некоторые образованные московские священники. Второе слово – нейтральное и обозначает «бунт». Если перевести его с английского на русский, а затем с ненормативного языка на литературный, получится – Бабий бунт. Это, прежде всего, феминистская группа, защищающая права женщин.
Некоторые люди по незнанию или намеренно произносят первое слово в названии группы как «Пасси», используя другое английское слово, которое пишется так же «pussy», но читается через «а» и означает «гнойный» (от английского “pus” – «гной»). В таком сочетании имя группы может указывать на стремление её участниц вскрыть социальные и политические «гнойники», то есть запущенные болезни общества, такие как дискриминация женщин, бесправие, подчинение церкви государству и её многолетнее сотрудничество со спецслужбами.
Грубая форма имени.
Панк-группа представляет собой древнюю традицию контркультуры (культуры протеста), которая часто использует грубый язык и образы телесного низа для достижения высоких духовных целей. В русской культуре к такому языку прибегали скоморохи и «блаженные похабы», некоторые из которых были канонизированы, такие как Андрей Юродивый (с ним связан праздник Покрова), Василий Блаженный и Никола Салос, среди более тридцати святых «похабов», почитаемых русской церковью.
Когда юродивые снимали с себя одежду и ходили голыми по городу, входили в храм и творили там бесчинства (вплоть до испражнений), поцеловались на публике с блудницами и более того, их многие считали бесстыжими хулиганами, кощунниками и бунтарями. Позднее же стало ясно, что они обличали «мудрость этого мира, которая есть безумие перед Богом». Почему они использовали бесстыдные телесные образы и грубый язык для обличения порочного общества? Официальная серьезная культура требует обращения к телесному верх – голове и сердцу: «Один ум хорошо, а два лучше», «Голосуй сердцем!», «Ум, честь и совесть нашей эпохи», «Путин любит всех» и прочее.
Юродивый-шут-скоморох, видя лицемерие власти, переворачивает тело так, что на верх оказываются не голова и сердце, а совсем другие, низовые органы. Это же делает любой, кто ругается матом, что, согласно одной из гипотез, наши предки использовали в его древнем варианте для изгнания нечистой силы. Поэтому слово Pussy обычно не могут произнести те, кто считает, что власти не заслуживают столь резких выражений, или люди, лишенные чувства юмора и знаний о шутовских традициях культуры.
Над карнавальным шествием во многих странах и сегодня несут фаллические символы как низвержение ложного порядка и утверждение своего, низового, свободного. Этот же шутовской символ арт-группа «Война» вознесла над Невой и направила в адрес спецслужб. Ничего нового. Просто визуальное выражение традиционного бытового, а теперь и политического «А пошел ты на…» или «в». Матерные выражения и образы обретают новое политическое звучание на волне карнавальной культуры протеста.
