Бортовые самописцы разбившегося в 2010 году под Смоленском «Ту» с руководством Польши на борту. Фото: EastNews
10 апреля 2010 года произошла крупнейшая в истории Польши авиакатастрофа. При заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный погибла половина правящей верхушки страны во главе с президентом Лехом Качиньским. Самолет был полностью уничтожен, 96 человек погибли на месте. Сотрудник аппарата Качиньского Марцин Виршовский, прилетевший на предыдущем рейсе и прибежавший одним из первых на место трагедии, описывал увиденное так: «Через сто метров я увидел место крушения. Разбитый самолет, разбросанные тела. Полное месиво. Это была рощица, не густой лес, но заросли. Я видел размер трагедии. Это было ужасно. Самолет разнесло в клочья… Я видел один большой двигатель и перевернутые шасси».
Часть первая. Вранье
Ужаса добавляло то, что президент Качиньский направлялся на траурные мероприятия по поводу 70-й годовщины Катыни, где в 1940 году были расстреляны лучшие представители польской нации: офицеры и интеллигенты. Всего было расстреляно 21 857 польских военнослужащих и полицейских из трех лагерей. Качиньский, вместе с братом-близнецом Ярославом, был лидером правой партии «Право и Справедливость», в то время как премьер Дональд Туск представлял «Гражданскую платформу». Туск прибыл в Катынь за три дня до трагедии, чтобы встретиться с Владимиром Путиным, и пытался установить диалог с Россией, в то время как Качиньский придерживался жесткой позиции.
Официально Россия признала свою ответственность за Катынь, но предпочитает не вспоминать об этом. Даже в сообщении РИА «Новости», описывающем встречу Путина и Туска, говорилось, что лидеры собрались на месте гибели «советских солдат, расстрелянных нацистами». Сразу после крушения самолета начали появляться слухи о том, что он мог быть взорван в результате операции ФСБ с целью устранения Качиньского и передачи власти Туску. Эти слухи лишь усилились со временем.
Во-первых, это связано с репутацией России, которая все чаще использует сомнительные методы в отношении как своих политических оппонентов, так и других стран. Во-вторых, отношения России и Польши всегда были напряженными. В 2005 году в Москве произошли таинственные избиения польских дипломатов, что могло свидетельствовать о более глубоком конфликте. Тогда же начали впервые активно использовать технологии для разжигания ненависти в интернете.
С того времени российская пропаганда неоднократно обвиняла Польшу в развязывании Второй мировой войны и даже утверждала, что в польских лагерях для пленных красноармейцев были первыми концлагерями, с которых брали пример нацисты. Сложности были и в рамках украинско-российских отношений. Так, в 2016 году в Украине был убит бывший военнослужащий Иван Мамчур, и предполагалось, что киллер был направлен из России.
В этом контексте возникает вопрос: если Кремль был так зол на тех, кто помогал Грузии в 2008 году, то какую ярость испытывали власти по отношению к Качиньскому, который был одним из первых, кто оказал поддержку Грузии во время российской агрессии?
Помимо пропаганды, существует и другая причина для недоверия: действия российской стороны в ходе расследования. Россия отказала польской стороне в доступе к важным документам, предоставила недостоверные данные и до сих пор не передала обломки самолета. Зачем скрывать информацию, если нечего прятать?
Резюмируя, стоит отметить, что катастрофа произошла с полным уничтожением самолета и без выживших. Это крайне редкий случай, что также не способствует прояснению ситуации. Из 81 аналогичного инцидента с 2001 года более половины случаев имели хотя бы одного выжившего.
Для глубже анализа произошедшего мы будем использовать следующие источники: отчет польской комиссии Миллера, замечания Республики Польша к отчету МАК, отчеты самого МАКа, а также другие материалы, включая недавние видеоматериалы от историков, изучающих Вторую мировую войну.
Основным документом для анализа будет отчет Миллера, так как он, по нашему мнению, отражает факты более точно и объективно, чем отчет МАК. Например, в черновике итогового отчета МАК неверно указывался размер оторванного куска крыла, который впоследствии был исправлен поляками. Также были выявлены ошибки в интерпретации данных, переданных российской стороной.
Таким образом, мы продолжим исследование и анализ, руководствуясь данными из этих документов.