Сегодня ровно месяц, как завершились выборы в Президенты Республики Беларусь. Теперь велик выбор — с кем именно оказаться в автозаке. Размышляю: на площади Независимости с Молодофронтовцами и свечками, или с родственниками арестованных политиков возле здания КГБ, или на Управе БНФ во время выставки, посвященной заключенным в тюрьмах РБ. Вот задача, которую сложно разрешить — какую компанию выбрать? Неразрешимый кроссворд солидарности. И легко разрешимый в таких ситуациях:
– Гена, какая численность милиции?
– Пятьсот тысяч. А зачем тебе?
– Да кроссворд разгадываю. Самая крупная преступная группировка в Беларуси… Если вы думаете, что это шутка, то ошибаетесь. Пример из жизни: одна из матерей арестованного, находящегося в КГБ, на вопрос: «Это что, 37-й год опять?» искренне ответила: «Да нет, в советские времена было куда легче работать». Как легче – объяснить несложно: яркие искаженные фразы товарища Сталина (например, «нет человека – нет проблем») звучали повсюду. Хорошо, что в букваре был Ленин с детьми, а не усатый диктатор. А сейчас в букваре «сами знаете кто» (с) Гарри Поттер.
Когда я впервые посмотрела фильм «Гарри Поттер», у меня возникло четкое ощущение, что автор книги, Джоан Кэтлин Ролинг, вдохновлялась историей моей страны. «Тот, чьё имя нельзя произносить» – это точное отображение происходящего у нас. Попробуйте заговорить на улице, в транспорте или в аудитории со студентами и произнесите его фамилию. Люди автоматически приглушают голос, а те, кто слышат «Эту фамилию», отводят взгляд, будто бы не при делах.
Однажды я спросила у профессора Политологии: «Почему все боятся произносить фамилию Лукашенко, даже преподаватели Политологии? Как после такой внутренней боязни вы можете объяснять нам, что такое демократия и права человека, если даже боитесь назвать фамилию так называемого Президента?». В следующем году я наблюдала, как педагоги «боролись с внутренним страхом», упоминая его в каждом примере.
Говорят, у потерявшего зубы только свободнее язык. Это в последнее время и наблюдается.
– В детском саду дети играют в интересную игру: Кандидаты и ОМОН (прототип на Советскую Армию и фашистов. Об этой игре мне рассказала подруга из Молодечно).
– Политологи начали освещать информацию точно, просто и по делу, не мерясь, кто напишет более длинное предложение.
– Свободные политики начинают проецировать цель в материю, а не в воздух.
– Журналисты, которым повезло с архетипом, чётко обозначили: кто делится на ржуналистов и жруналистов.
– Рабочие в троллейбусе громко выражают своё мнение о происходящем.
– Творческие люди создают талантливые песни и художественные работы.
– Европа наконец-то начала принимать серьёзные шаги, США опомнилось и поддержала, Россия возлагает надежды.
– Жёны с грудными детьми отбиваются от КГБ, адвокаты показали, кому можно доверять, а кому нет.
– МТС выступает в роли полностью продажной компании, которая «сдала» телефоны людей, находившихся на Площади и в её окрестностях.
Движение ШОС («шопонсдох» или для гуманных людей «шопонсел») набирает обороты. Все, кто с чистым сердцем и искренней верой нашли себе применение.
Моя дочь задала вопрос, который я раньше слышала, но не от маленьких детей: Элли: «Как жить существу, которого проклинает вся нация?». На это я ответила словами Аркадия Давидовича: «Он бы давно ушёл, да боится потерять власть». ШОС!