Сергей Ладожский: Трагедия в Крымске: человеческий фактор

Сегодня я провёл почти весь день в Крымске. Вместе с коллегами из «Новой газеты Кубани» мы общались с местными жителями и обследовали все подтопленные районы, насколько это позволяла проходимость нашего джипа. В некоторых местах вода всё ещё не даёт возможности передвигаться даже на внедорожниках, а МЧСовские КАМАЗы застревают в грязи и работают в так называемом тракторном режиме. Наша главная цель заключалась в том, чтобы пообщаться с пострадавшими и поддержать их.

Исходя из бесед с примерно 30-35 людьми, стало ясно, что большинство считает причиной трагедии сброс воды с водохранилища. Местные жители с недоверием относятся к заявлениям губернатора Ткачева и главы района Крутько, настаивающих на том, что всему виной капризы погоды. Эдуард Васильевич Хорин, 70-летний пенсионер с улицы Песчаной, рассказывает о том, как стихия застала их врасплох:

«Всё началось в час ночи, с 6-го на 7 июля. На нашей улице вода поднялась до двух метров всего за полчаса. Я не видел сам, но слышал от пострадавших из других районов, что высота волны доходила до 5 метров. Никто точно не знает, что это была за волна и откуда она появилась, но жители улиц Песчаной, Ленина, Луначарского, Советской и переулка Набережного уверенно говорят, что это следствие сброса воды с Неберджаевского водохранилища.»

Крымчане не доверяют официальным заявлениям, утверждающим, что сильные ливни, прошедшие в высокогорных районах, стали источником разрушительной волны, смывшей почти треть города. Александр Ветров, пенсионер и герой афганской войны, рассказывает о своих страхах во время наводнения:

«Я повидал много на своём веку, но эти несколько часов запомнятся надолго. Никакой информации или предупреждений на нашей улице не было. В 23:30 отключили свет, и мы остались в кромешной тьме, пока вокруг поднималась вода. Слава Богу, был фонарь, иначе не знаю, как бы справились.»

Его жена Вера добавляет: «Дождь в тот вечер шёл, но не настолько сильный, чтобы вызвать наводнение. Нас с Сашей насторожило, как странно стала лаять собака — не так, как обычно. Я посветила фонариком и увидела, как вода несется через наш двор. Мы быстро собрали документы и полезли на крышу.»

«Это было ужасно. На том доме, который напротив нашего, женщина выплыла, но, кажется, зацепилась за дерево. Я её не видел, только слышал её крики о помощи. Как помочь, если кругом бушующий поток?» — продолжает Александр. — «Я не успел убрать машину со двора. Когда мы искали документы, поток уже перевернул её. Нам даже не пришлось карабкаться на крышу — уровень воды был так высок, что мы просто подплыли и забрались на крышу. Там мы и просидели до утра.»

По словам Александра, он и большинство крымчан уверены, что такая сильная волна не могла возникнуть лишь от проливных дождей: «Это явно был сброс с Неберджаевского водохранилища. Поток шёл именно оттуда.»

Водохранилище, о котором говорят местные жители, расположено на высоте 189 м над уровнем моря и построено так, что там отсутствуют привычные шлюзы. Из дамбы идёт труба, через которую в реку Неберджай выливается до 130 кубометров воды при превышении критического уровня. Губернатор Ткачев и глава района Крутько продолжают утверждать, что сброса не было, так как это невозможно технически. Однако в Следственном комитете России не исключают факта искусственного сброса и уже возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ «причинение смерти по неосторожности».

Оцените статью
Ритм Москвы