Владимир Еремин: Никель пахнет серой. Новохоперск – народ и власть

По конституции недра принадлежат народу. Смешно, правда? Они принадлежат народу и будущим поколениям только в одном случае — пока они являются недрами. Когда природные ресурсы извлечены на поверхность — это уже собственность офшорных компаний и иностранных граждан. Ведь никто не станет спорить, что если гражданин живет за пределами страны, имеет недвижимость, владеет офшорами, а его дети учатся за границей, то такой гражданин — определенно, обыкновенный иностранный агент (не путать с НКО!). В России у него одна цель — не создавая, в общем, ничего для страны, нещадно эксплуатировать ее природные ресурсы. И на службе у такого гражданина (агента) весь чиновничий аппарат — и простой работник министерства, «отвечающий за воспроизводство минерально-сырьевой базы», и представители профильных природоохранных комитетов и ведомств, грудью вставших на защиту медно-никелево-серного производства. Да, что там, и Государственная Дума, и Правительство.

Формальное отсутствие указанных полномочий в статьях (6, 8) законопроекта лишает органы государственной власти возможности реализовывать права и выполнять возложенные на них Конституцией РФ, ФЗ «О Правительстве РФ» (статья 18) обязанности по владению, пользованию и распоряжению землей и недрами. Что это? Государство «умывает руки» за все последствия разграбления недр? Или государством правят оккупанты и просочившиеся иностранные агенты, действующие не в интересах народа, а в интересах офшорных компаний и расчищающие себе поляну для комфортного освоения природных ресурсов России? Закон пока не принят, но кто-то сомневается, что его примут?

28 мая 2013 г. в Новохоперске Воронежской области состоялась встреча общественности с депутатами Государственной Думы во главе с председателем комитета по экологии и природным ресурсам В.И. Кашиным и заместителем министра природных ресурсов. Выступление Кашина В.И. и представителя общественности вызвало широкий резонанс. Что в целом хочется сказать по итогам поездки? Самое время трезво оценить ситуацию.

Первое. Никель — биржевой товар. Прогнозировать и влиять на его цену Россия не может. Цена сейчас на никель ниже его себестоимости на уже существующих никелевых производствах. Второе. Конкурс выиграло ООО, которому принадлежит УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) с собственниками из Кипрских офшоров. Любое ООО несет ответственность по своим обязательствам только в пределах уставного капитала. Представим на секунду, что произойдет, если производство станет не рентабельным. Оно остановится, рабочих уволят. В сельское хозяйство они уже не вернутся — нечего будет возделывать. Но не это самое печальное. Кто будет обслуживать горы отходов и восстанавливать разрушенные экосистемы? Правильно. Вариантов два: 1 — никто; 2 — государство за наш с вами счет.

Когда я ехал на встречу, хотел задать один вопрос — во имя чего? Зачем сейчас разрабатывать никель в центральной черноземной зоне страны? Ради того, чтобы продать его за границу и получить прибыль, которая осядет затем на счетах офшорных компаний? Ответ на этот вопрос абсолютно уверенно дают простые жители Новохоперского района и жителей ближайших областей — Тамбовской, Липецкой, Волгоградской, Саратовской. Они уже понимают главное — развитие сырьевой экономики — это путь в никуда. Не способная создавать, умеющая только делить и отнимать власть создает сейчас условия для разграбления природных ресурсов. Не в интересах страны, не в интересах народа и будущих поколений.

Есть такое понятие — накопленный экологический ущерб. Под ним мы понимаем наследие «эпохи» индустриализации и экономического роста советских времен. В том или ином масштабе эти очаги есть в любом регионе. И никто сейчас ими не занимается. В лучшем случае, они не пополняются новыми отходами, но и старые не перерабатываются. «Замечательную» мысль попытался высказать на встрече сотрудник УГМК о том, что горно-обогатительные комбинаты не являются источниками негативного воздействия. Не пылят, не загрязняют и, видимо, пахнут фиалками и розами. Народ ему не поверил и освистал.

Про новые технологии вещал и замминистра. А председатель Воронежского комитета экологии говорил и вовсе о мифических вещах — наилучших доступных технологиях. Шла речь об основных принципиальных проблемах государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Вот они:

  • Институт государственной экологической экспертизы практически ликвидирован, охватывает менее 5% всех объектов.
  • Система нормирования субъективна и позволяет предприятиям оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие минимальна, не индексировалась с 1991 года и не стимулирует предприятия к внедрению «зеленых» технологий.
  • Отсутствуют экономические стимулы для перехода предприятий на наилучшие доступные технологии.
  • Государственный экологический контроль не имеет объективной инструментальной информации о состоянии окружающей среды.
  • Штрафы за нарушения экологического законодательства минимальны.
  • Большое количество административных барьеров ухудшает инвестиционный климат.
  • Отсутствуют механизмы ликвидации накопленного объема экологического ущерба.

Если говорить об экологическом ущербе, то есть две большие разницы. Можно простить нашим отцам и дедам, что недостаточно тогда уделяли внимания вопросам экологии производства — время было тяжелое. Но заметим, что в те времена думали более государственно — разведанные месторождения в Воронежском регионе не стали разрабатывать, не стали губить уникальную природу черноземного региона. А что сейчас? Промышленность остро нуждается в никеле? Так сократите существующие поставки за рубеж, или купите его на рынке. И, я умоляю, не надо про оборону, танки и самолеты, не надо про пополнение бюджета и рабочие места. Смешно и цинично звучала из уст замминистра мысль о том, что «пришел инвестор, заплатил деньги и что же их теперь придется возвращать из ваших же карманов?»

Имеющий уши да услышит: народ уже прекрасно во всем разобрался. Хотим ли мы, чтобы бюджет пополнялся за счет продажи природных ресурсов? Нет, не хотим! Цель этого замысла предельно ясна. Уже успокойтесь. Оставьте страну и землю Русскую ее народу и будущим поколениям. С большим удовлетворением хочу отметить: народ уже не безмолвствует. Кипит гнев народный, и никакой «административный» ресурс не способен его остановить.

Выступление В. Бобровой ОПД «Зелёная лента» подчеркивает эту мысль: сегодня любой здравомыслящий человек должен следить за ситуацией в Новохоперском районе Воронежской области. Следить и поддерживать право народа на свою землю, на чистое небо и светлое будущее своих детей!

Оцените статью
Ритм Москвы