После введения экономических санкций против России зарубежные СМИ предсказывали массовое банкротство предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако известно, что именно этот сегмент экономики играет важную социальную роль, и закрытие таких предприятий может вызвать общественное напряжение. Поэтому для государства крайне важно поддерживать малый и средний бизнес в текущей обстановке.
Два года жизни под санкциями показали, что адаптироваться к этим ограничениям намного проще, чем к произволу «российского розлива». Но что происходит на самом деле сегодня? Кто еще, кроме «санкций», создает трудности для бизнеса?
Тем, кто помнит 90-е годы, сегодня становится знакомым ощущение дежа вю. Семья Николая Александровича Колесова, печально известного бывшего губернатора Амурской области и ныне генерального директора АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», хорошо известна в Татарстане. Несмотря на коррупционный скандал в Амурской области, Колесовы нашли силы двигаться дальше, инициировав новые проекты. Например, Группа компании «Кан Авто», официального дилера десяти автомобильных брендов, которой руководит сын Николая Александровича, А.Н. Колесов, а также АО «Татсоцбанк», во главе которого стоит Анастасия Николаевна Колесова.
Помимо бурной бизнес-деятельности, Колесовы активно занимаются наукой: Анастасия Николаевна является кандидатом экономических наук, ее супруг Н. Ураев — кандидатом юридических наук, а Николай Александрович — доктором экономических наук. Примечательно, что Анастасия Николаевна никогда не работала в банковской сфере. По ее словам, «папа всегда хотел иметь свой банк, но не для того, чтобы нас кредитовать, а чтобы не платить другим банкам». Поэтому Анастасия решила, что банк должен занять лидирующие позиции в обслуживании малого и среднего бизнеса.
Банк начал активно привлекать предприятия МСБ, обещая привлекательные процентные ставки по кредитам и оперативность кредитования. Например, ООО «Фирма «Галерея Вин», работающая в сфере оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией премиум-класса с 1996 года в Республике Татарстан, перешла на обслуживание к АО «Татсоцбанк». Эта фирма, пережившая два кризиса, успела зарекомендовать себя как надежный партнер и работала с более чем ста сотрудниками. Дополнительное кредитование позволило открыть два новых бутика и ресторана в Казани.
Тем не менее, обещания о низкой процентной ставке остались лишь на словах, а сроки рассмотрения кредитных заявок необоснованно затягивались. В результате, задержки с кредитами привели к потере значимого контракта с ЗАО Перно Рикар, с которым «Галерея Вин» сотрудничала с 1997 года, и контракт перешел к Татспиртпрому. Таким образом, финансовые трудности, нехватка оборотных средств и высокая конкуренция на рынке поставили маленькое семейное предприятие на грань выживания.
В мае 2017 года рыночная стоимость недвижимости «Галереи Вин» соответствовала сумме кредитного портфеля. В конце месяца директор фирмы Я.Ф. Цейнштейн уведомил банк о сложностях с выполнением кредитных обязательств. На тот момент Анастасия Николаевна была в отпуске, а ее заместитель С.Н. Маслаков заявил, что банк не имеет резервов для подобной ситуации и не собирается их формировать.
В поисках решения проблемы учредители фирмы обратились за помощью к омбудсмену по делам малого и среднего предпринимательства и подготовили антикризисный бизнес-план. Однако вернувшаяся из отпуска Анастасия Николаевна внезапно изменила план действий. Она пригласила учредителей и объявила, что лично займется «выводом фирмы из кризиса». При этом ей следовало перехватить контроль за компанией и ее имуществом.
«У вас есть два выхода: банкротство или я беру все под свой контроль и, при условии полной передачи мне всей фирмы, обещаю вернуть от 25 до 50 % уставного капитала», — таковы были слова Анастасии Николаевны. Задумка оказалась хорошо продуманной и давно отработанной схемой.
Тем временем, на складе «Галереи Вин» появилась охрана банка, которая блокировала отгрузку товаров контрагентам. Охранники действовали строго по указаниям руководства банка, не согласовав свои действия с Я.Ф. Цейнштейном. В течение июля 2017 года работа склада была затруднена, что лишь ухудшило финансовое положение фирмы.
Руководство банка заставило Цейнштейна подписать договор найма с охранным предприятием, которое незаконно находилось на территории склада. Очевидно, что действия банка уже с самого начала выходили за рамки закона. Получив согласие учредителей на передачу имущества, юристы банка начали подготовку документов для оформления продажи ООО «Галерея Вин» частному лицу, некоему А.В. Дмитриеву.
Спустя неделю, когда сделки были подписаны у нотариуса, появился новый директор — Александр Плохотников, ранее работавший менеджером в фирме. Однако на следующий день он отказался от предложения банка, что ошеломило учредителей. Договор купли-продажи был срочно подан на регистрацию в налоговую инспекцию.
А.Н. Колесова объявила, что «спасать фирму она не будет», и таким образом, ситуация вернулась к исходной — банкротству. В последствии А.Н. Колесова сочла ненужным обсуждать дальнейшие действия с директором. Ошеломленные учредители «Галереи» поспешили остановить регистрацию, но по дочернему предприятию — ресторану «Ле Шале» регистрация все же состоялась. В тот же день заместители А.Н. Колесовой затруднились ответить на вопрос о том, как расторгнуть сделку купли-продажи.