Что именно сейчас происходит в зоне карабахского конфликта? По опыту работы на постсоветских войнах, к официальной информации сторон следует относиться с осторожностью — «война пресс-служб» часто оказывается не менее яростной, чем боевые действия. Истину в это время не найти. Однако есть факт: в ночь на 2 апреля произошло обострение конфликта. Боевые действия вспыхнули сразу на нескольких направлениях — южном, юго-восточном и северо-восточном участках соприкосновения сил Нагорного Карабаха и официального Баку. Здесь располагаются стратегические высоты, занятые карабахскими военными еще в начале 90-х годов прошлого века. Эти территории находятся за пределами административной границы Карабаха, но без их контроля невозможно обеспечить безопасность значительной части Нагорного Карабаха.
Почти ежедневные «нарушения режима перемирия» между вооруженными силами двух стран происходили все эти годы, после подписания Соглашения о бессрочном прекращении огня, вступившего в силу 12 мая 1994 года. Однако в последние месяцы число обстрелов увеличилось в геометрической прогрессии. Кроме стрелкового оружия, в конфликте теперь участвуют авиация, артиллерия и танки. Гибнут люди с обеих сторон.
Суммируя поступающую информацию, можно сделать вывод, что азербайджанские подразделения, по всей видимости, пытались захватить стратегические высоты, но получили отпор. Более того, армянские военные предприняли контрнаступление. Силы противников сосредоточены на всем протяжении «линии соприкосновения», оставшись на тех позициях, что были определены соглашением о прекращении огня в 1994 году. Они не могут остаться в стороне при эскалации конфликта. Это означает, что вооруженное противостояние может развиваться по всему периметру восточной части фактической границы Нагорного Карабаха. А это серьезно грозит перерасти в полномасштабную войну на годы.
Теперь о политическом аспекте проблемы. Выгодна ли Армении затяжная война? Категорически нет. Множество факторов: текущее положение Нагорного Карабаха ее устраивает, российско-турецкое противостояние уже поставило страну перед серьезными политическими и экономическими вызовами, наконец, нет средств на такие «масштабные проекты». Более того, через пять дней в Ереване ожидают премьер-министра России для обсуждения важных экономических вопросов.
Ситуация в Азербайджане иная. Разбогатев в годы «нефтяного благоприятствования», он резко увеличил военный бюджет, доведя его до уровня государственного бюджета Армении. Дипломатические усилия за последние 20 лет не сдвинули карабахскую проблему с мертвой точки. Официальный Баку, столкнувшись с экономическими успехами, все эти годы испытывает комплекс территориальной ущербности. Часто первые лица страны грозились решать проблему силовым путем. Победа над Арменией в короткие сроки также может оказаться невыгодной — противника планируют изматывать военно-экономическим путем, стремясь сократить число жертв.
При этом кризис углеводородных цен, социальные проблемы и недовольство граждан усложняют ситуацию. Не следует исключать и фактор Турции. Анкара в последние месяцы не раз намекала на готовность поддержать активизацию конфликта, что может быть направлено против российского союзника Армении. Баку и Анкара, несмотря на противостояние с Москвой, находятся в постоянной связи.
Для России новая война у своих границ, особенно рядом с нестабильным Северным Кавказом, совершенно не нужна. Тем более намечаются стратегические проекты с Ираном, использующие азербайджанскую территорию. Дмитрий Медведев готовится к поездке в Ереван. В этой ситуации в Нагорном Карабахе уже легче определить, кому может быть выгодна эскалация конфликта.