Сегодня на канале «Россия» Владимир Соловьев обсудил вопрос хиджаба в школе. Я хотел бы озвучить свою позицию:
1. Не рой другому яму. Если православные поддержат либералов, требующих запрета на мусульманскую символику у школьников, то вскоре под удар попадут и наши нательные крестики или дневники с изображениями храмов.
2. Опознавательно-религиозная, конфессионально-идентифицирующая символика недопустима только в том случае, если она становится поводом к нарушению равенства. То есть, если учителя прибавляют или убавляют «балл» за то, что ребенок относится к определенной этно-конфессиональной группе. Если же школа нейтральна, то почему от детей требуется отказ от их конфессиональной идентичности? Это касается и самого детского коллектива.
3. Нейтральность школы в религиозном вопросе не означает стерилизации школы от религии. Школа может быть двояко нейтральна: а) запретить все религиозные символы; б) спокойно относиться ко всем религиозным символам. Я – за второй вариант.
4. Если кого-то напрягает вид чужой религиозной святыни, это проблема дурного воспитания того, кто оскорбляется, но не того, кто просто носит свою святыню.
5. Нужно помнить, что у такой толерантности есть границы. Гейдар Джемаль на этой же передаче требовал, чтобы в школьных занятиях делали перерыв для совершения намаза. В Австрии, в одной из школ Линца, трое отцов (двое босняков и один чеченец) потребовали от учителей: – обязательного ношения платков учительницами и директрисой; – запрещения учительницам делать замечания мужчинам, пусть даже школьного возраста; – права их детям не обращаться к женщинам на «Вы» (это не шутка); – запрещения их правоверным детям участвовать в совместном пении, как акте «проституции». В школе имени Рютли в Новом Кёльне (район Берлина) директриса Бригитта Пик потребовала роспуска своей школы. Насилие, царящее в ней, полностью вышло из-под контроля, занятий практически нет, происходят непрерывные драки, выбиваются двери, жгутся петарды, учителей избивают или игнорируют. В школе — 20% школьников коренной немецкой национальности. Их называют «свиноедами», и они — самая забитая и бесправная часть школьного населения. Упоминается, что школьники-немцы стараются говорить с акцентом, чтобы не нарываться на неприятности и не отличаться от основной массы.
У толерантности должны быть границы. Но если «дать бой» на линии платочков, то провал этого фронта может быть воспринят как тотальная капитуляция и по всем остальным вопросам. Поэтому из-за платочков лучше не ссориться.