24 сентября депутаты всех четырех фракций Госдумы обсудили проект заявления палаты, направленного на защиту религиозных чувств верующих различных конфessions. Каково значение этого документа? Возможны ли изменения в законодательстве? Протодиакон Андрей Кураев комментирует данную инициативу.
Существуют законы о свободе совести, которые запрещают размещение надписей, оскорбляющих религиозные чувства, в непосредственной близости от культовых зданий. Статья 3,6 гласит: «Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются». Это вызывает определенные вопросы: получается, вдали от храмов можно оскорблять религиозные чувства? Возможно, стоит изменить формулировку? В целом, это чрезвычайно опасная тема, поскольку она касается субъективных оценок.
В настоящее время активно обсуждается введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Но такая инициатива имеет свои риски: доносчику может быть очень легко наказать кого-то, если новое законодательство будет принято. Я сам могу стать одним из первых, кто попадет под удар этой статьи, ведь в моих книгах и лекциях содержится критика, которая может задеть чувства представителей различных конфессий. Кто будет определять, действительно ли чувства были оскорблены? Это будут делать те, кто считает себя оскорбленным. Например, если я назову кого-то сектантом, это может вызвать обоснованный крик о том, что я оскорбил.
Первые христиане прекрасно понимали, что их слова – проповедь Креста и Воскресения – могут вызвать соблазн у иудеев и безумие у эллинов (1 Коринфянам 1:23). Слово «соблазн» (в оригинале – скандалон) говорит о том, что апостольская проповедь могла звучать оскорбительно для других. Статья об оскорблении чувств верующих создаст поле для субъективных оценок. Неизвестно, кто и когда решит, что его чувства были оскорблены.
К сожалению, консенсуса среди экспертов о том, что считать полемикой, юмором, сатирой или оскорблением, не будет достигнуто в ближайшее время. И, следовательно, эту статью легко можно использовать как инструмент давления на тех, кто находится у власти. Если кому-то не нравится тот или иной человек, появится возможность привлечь его к ответственности.
Мы уже наблюдаем подобные примеры в борьбе с «диффамацией». На сегодняшний день слово «антисемит» стало означать, что кто-то просто не понравился кому-то из семитов. Помню карикатуру: хасид стоит перед известной картиной Малевича, задумчиво смотрит на черный квадрат, и из его головы поднимается вопрос: «А нет ли тут антисемитизма?»
Мусульмане могут также считать, что их оскорбляет упоминание имени пророка без титула. В Саудовской Аравии выяснили, что даже тень от самолета может оскорбить их религиозные чувства, поскольку она напоминает крест. Для начала настоящих гонений против Церкви достаточно лишь желания властей. У нас уже есть в Конституции статья, запрещающая пропаганду религиозного превосходства (ст. 29,2). На основании этой статьи можно арестовать любого священника, который в Неделю торжества Православия говорит правду о ересях и Истине.
Я всегда смотрю на подобные нововведения с точки зрения личной безопасности: как это может быть использовано против нас. Советский опыт научил меня осторожности. Боюсь, что рано или поздно активные деятели и юристы могут создать механизм, который будет душить нас самих. Напоминает евангельское: «каким судом мерите, таким отмерено будет».
