св. Владимир, Путин и Херсонес

Из послания президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ: «Произошло историческое воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Для нашей страны и народа это событие имеет особое значение. Ведь в Крыму живут наши люди, а сама территория стратегически важна, так как именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. На этой духовной почве наши предки впервые осознали себя единым народом. Это дает нам основания утверждать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес и Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение — так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда.»

Однако слово «навсегда» вызывает определенные сомнения. Только Бог из своей Вечности может заявлять «это — навсегда!». В человеческой истории границы и союзы склонны меняться. Вот пример, когда национальный лидер, в противоречии со временем, произнес «навсегда»: «Солдаты, моряки и лётчики! Слушайте и радуйтесь! Спустя 15 веков великая Римская империя возродилась на фатальных холмах Рима!» Такие слова Муссолини произнес с балкона римского дворца «Палаццо Венеция» 9 мая 1936 года, провозглашая создание Итальянской империи.

Проблема усмотрена и в совмещении слов «храмовая гора», «ислам» и «иудаизм», которое отсылает нас к многовековому конфликту. С религиоведческой точки зрения уподобление Херсонесской купели Иерусалимскому храму не кажется убедительным. В иудаизме храм уникален — только там совершаются предписанные библейским Законом обряды. Синагоги по всему миру лишь «духовно-культурные центры», а восстановление Храма — обязанность для любого иудея. Для православного же христианина не предусмотрены обязательства перед Корсунью, и паломничества в Крым никогда не было в числе необходимых. Места, являющиеся приоритетными для православных, находятся далеко от Крыма, на Афоне или в Святой Земле.

Следующий вопрос задерживает — это историческая достоверность корсунской легенды. В источниках и церковной науке нет единого мнения о том, действительно ли князь Владимир крестился именно в Херсонесе. Исследования академика А. А. Шахматова показывают, что он мог креститься раньше, в Киеве. Само происхождение корсунской легенды вызывает много вопросов и спорных моментов.

Обращение президента к корсунской легенде вызывает военно-политическую тревогу. Придание конфликту сакрального характера может усугубить его. Сакрализация войны приводит к героизации своих боевиков и демонизации противников, что лишь усугубляет ситуацию. Оправдание территориальных изменений мотивом «это было нашей святыней» может сделать политический диалог непредсказуемым. Многие народы имеют памятные для них места за пределами своих государственных границ.

К тому же, за тысячу лет, прошедших со дня события, Херсонес входил в состав Российской империи лишь двести лет, и в формировании русской идентичности он не играл особой роли. Сыновья и внуки святого князя не ставили перед собой цели завоевания именно «дедовой купели». Манифест Екатерины Великой о присоединении Крыма не содержит слова о корсунской легенде.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы