Игорь Холманских, президентский полпред в Уральском Федеральном округе, на первом съезде собственного движения «В защиту человека труда» призвал наемных работников отказаться от забастовок и стачек. Его заявление сделано в известной стилистике «уралвагонзавод против «пятой колонны». Будучи государственным чиновником высокого уровня, Холманских не сомневается в своем праве выступать, если не от имени всего российского рабочего движения, то хотя бы от его «передовой» части.
«Мы только подыграем Западу и внесистемной оппозиции, которые делают все, чтобы раскачать ситуацию в стране», – заявил полпред. «Необходимо консолидировать общество вокруг президента, отслеживать любые угрозы социальной стабильности и общественной безопасности, а также активно участвовать в общественно-политической жизни и выборах различных уровней». Можно было бы не обращать внимания на всю эту риторику новоявленного защитника трудовых прав, если бы она не отражала стремление пересмотреть права наемных работников как в нашей стране, так и в мире.
18 февраля этого года Международная конфедерация профсоюзов объявила глобальным днем борьбы за право на забастовку. Это право лежит в основе современного международного трудового законодательства. Оно уравновешивает солидарные возможности наемных работников, отстаивающих свои трудовые и экономические права, с ресурсными возможностями работодателей. Ясно, что переговорному потенциалу транснациональных корпораций могут противостоять только хорошо организованные, современные объединения работников, способные нанести существенный урон экономическим интересам ТНК при столкновении интересов.
С беспрецедентно глубоким экономическим кризисом право на забастовку подвергается атаке работодателей, которые ставят под сомнение его универсальность на уровне Международной организации труда. На уровне национальных государств также ведется работа по изъятию этого права у наемных работников. Как правило, такие попытки встречают жесткое сопротивление со стороны профсоюзов.
Холманских, конечно, не углубляется в суть вопроса. Его амплуа – громкие фразы «от имени рабочих». Он никого не представляет и не оказывает реального влияния. Однако тренд явно заметен и не случайен: «Забастовки и стачки – не наш метод». Это знакомо. Мы часто слышим такие слова в момент производственных конфликтов. Требуешь нормальной зарплаты? Борешься за достойные условия труда – становишься врагом России. Теперь эта риторика легализуется на уровне государства, будто бы самими «рабочими Уралвагонзавода».
Проект оказывается многоразовым. Вспоминается анекдот о том, что любовь придумали русские, чтобы не платить деньги. Этот номер не пройдет. В стране есть нормальные профсоюзы, отстаивающие трудовые права всеми доступными методами. В Конфедерации труда России их большинство. Забастовка – наше законное право. Организовать и провести ее в условиях нынешнего законодательства и традиций производственных отношений чрезвычайно тяжело.
Пережив сотни производственных конфликтов и коллективных трудовых споров, мы привыкли относиться к этой возможности чрезвычайно ответственно. Организоваться на забастовку, провести ее и победить без поддержки людей, объединенных вокруг ясной и понятной цели, нельзя. Современное российское законодательство не предусматривает возможность проведения забастовки с политическими требованиями, забастовки солидарности и забастовки с целью корректировки социально-экономического курса правительства. Эти позиции являются нормой в трудовом законодательстве развитых стран. У нас – нет.
Возможность отказа от работы в ходе разрешения коллективного трудового спора в настоящее время является регулятором трудовых отношений на уровне предприятия, компании, сектора экономики. Использовать его для политического давления нельзя. Холманских лукавит, выступая на стороне доморощенного бизнеса и многонациональных компаний. Расширение возможностей применения забастовки для защиты трудовых прав в условиях кризиса – мера, которая явно назрела.
Процедура объявления и проведения забастовки должна быть максимально облегчена. Определение реального баланса между сторонами производственного процесса невозможно без усиления стороны наемных работников. Этот клапан нуждается в тонкой настройке. Нужно урезонить Холманских и начать честный разговор на эту тему.