Константин Сонин: Список 100 книг

Выходной пост — не по экономике. Я против кандидатской инициативы — составления «обязательного» списка 100 книг для школьников. Мысль, может, и неплохая, но слишком многое окажется результатом политических компромиссов. Тем не менее, составить собственный список очень интересно. Вот мои 100 книг.

Писатели в нём указаны по алфавиту, сложность варьируется, но это всё нацелено на старшеклассников. Поэтому, к примеру, в списке нет моих любимых «Ожога» Аксёнова, «Тишины» Хега, Джойса, Фолкнера и т.д. Предполагается, что те, кто прочтёт все 100 книг, вряд ли нуждаются в советах по поводу выбора литературы.

Создавая такой список, понимаешь, как много хороших книг не удастся включить. При этом немного жульничаю: когда есть продолжение, сопоставимое по качеству с оригиналом (например, «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»), или когда у автора много хороших книг, я выбираю лишь одну. Другой приём — объединение сборников, где найдётся место для Ахматовой, Багрицкого, Есенина, Маяковского, Пастернака и других — в сборнике поэзии, а также для Борхеса, Гаршина, Куприна и прочих в сборнике коротких рассказов.

Существуют и другие сложности. Трудно разделить литературу на «детскую» и «недетскую» — например, «Три мушкетёра» можно отнести к обеим категориям. Трудно выбрать из писателей, которые ещё живы — у меня таких восемь, если я ничего не перепутал. Но при этом очевидно, что список склоняется в сторону классики: традиционно включаются те, кто уже более ста лет в литературе, и не хватает места для последних полувека. У меня в списке сильно преобладает «читабельность», поэтому классика XVIII-XIX веков представлена достаточно полно, а более ранние произведения — нет.

Должна ли быть русская литература представлена «более чем пропорционально»? В моём случае — да. Что касается европейской по сравнению с азиатской литературой, мой список тоже «европейский». Нужно ли соблюдать «пропорции», включая тех, кого считаю более значимыми для старшеклассников с несколькими книгами? Я соблюдаю минимально. Включать ли книги, например, по истории или мемуары, если они являются литературными произведениями? Да, в списке есть две-три такие книги. Рассматривать ли литературные эссе как «низкие жанры»? В моём списке одна такая книга. Как поступить, если книга совсем небольшая по размеру? У меня в списке несколько таких случаев.

Список 100 книг для школьников

В. Аксенов «Московская сага»
Б. Акунин «Алтын-толобас»
И. Babel «Рассказы»
Г. Бёлль «Глазами клоуна»
В. Богомолов «Момент истины»
И. Бродский «Стихотворения»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
М. Булгаков «Белая гвардия»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
И. Бунин «Рассказы»
П. Вайль, А. Генис «Родная речь»
М. Варгас Льоса «Нечестивец, или праздник козла»
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
Г. Видал «Линкольн»
К. Воннегут «Бойня номер пять»
Г. Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
О. Генри «Рассказы»
Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
Н. Гоголь «Мёртвые души»
Н. Гоголь «Ревизор»
А. Гончаров «Обломов»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Гомер «Илиада»
В. Гюго «Девяносто третий год»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
С. Довлатов «Чемодан»
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
А. Дюма «Три мушкетёра»
Ч. Диккенс «Оливер Твист»
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
Э. Ионеско «Носорог»
Ф. Искандер «Детство Чика»
В. Каверин «Два капитана»
Э. Казакевич «Звезда»
А. Камю «Чума»
А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»
А. Крылов «Воспоминания»
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
С. Ларссон «Девушка с татуировкой дракона»
С. Лем «Магелланово облако»
М. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
Д. Лондон «Северные рассказы»
М. Митчелл «Унесённые ветром»
Х. Мураками «Охота на овец»
В. Набоков «Другие берега»
В. Набоков «Лолита»
Д. Оруэлл «1984»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Р. Пен Уоррен «Вся королевская рать»
А. Пушкин «Капитанская дочка»
А. Пушкин «Повести Белкина»
А. Пушкин «Евгений Онегин»
А. Пушкин «Стихотворения»
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Э.-М. Ремарк «На западном фронте без перемен»
С. Рушди «Дети полуночи»
М. Салтыков-Щедрин «История города Глупова»
В. Скотт «Айвенго»
С. Соколов «Школа для дураков»
Сборник коротких рассказов
Сборник русской поэзии XIX века
Сборник русской поэзии «Серебряного века»
Сборник современной русской поэзии
С. Сергеев-Ценский «Цусима»
Ф. Скотт Фитцджеральд «Великий Гэтсби»
Ф. Скотт Фитцджеральд «Ночь нежна»
А. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг»
А. Солженицын «Раковый корпус»
Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
Д. Сэллинджер «Над пропастью во ржи»
Е. Тарле «Наполеон»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
А. Толстой «Пётр Первый»
Л. Толстой «Война и мир»
Л. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»
И. Тургенев «Отцы и дети»
Ю. Тынянов «Подпоручик Киже»
А. Островский «Бесприданница»
Т. Уайлдер «Теофилус Норт»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Т. Уильямс «Трамвай «Желание»
Дневник Анны Франк
О. Хаксли «Прекрасный новый мир»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
А. Чехов «Рассказы»
А. Чехов «Три сестры»
Е. Шварц «Дракон»
У. Шекспир «Гамлет»
У. Шекспир «Много шума из ничего»
М. Шолохов «Донские рассказы»
У. Эко «Имя розы»
В. Ян «Батый»

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы