О Трампе можно говорить бесконечно в СМИ, но существуют люди, которые способны быстро и эффективно провести простой эксперимент в прямом эфире, выявив его результаты. Bloomberg сообщает о проведённом эксперименте учеными Георгием Егоровым из Северо-Западного университета, Лео Бурштыном из Чикаго и Стефано Фиорином из Лос-Анджелеса.
Егоров и я много лет занимаемся исследованиями в области теории игр и политической экономике недемократических режимов, но у него есть и другие масштабные проекты, в частности, работа с Лео в области экономики образования. Один из их экспериментов исследует последствия «peer effect». Позже я обязательно напишу об этом. Однако сегодня речь пойдет о «эффекте Трампа».
Для эксперимента были выбраны жители нескольких штатов с высокими шансами на победу Трампа. Их случайным образом проинформировали о шансах кандидата и опросили об отношении к различным инициативам. Среди них была возможность пожертвовать средства организации, выступающей за ужесточение иммиграционного законодательства. (Подробности можно найти в статье “From Extreme to Mainstream: How Social Norms Unravel”.)
Далее последовал вопрос: готовы ли вы анонимно или неанонимно пожертвовать деньги этой организации? Как и следовало ожидать, нашлись немало желающих пожертвовать средства. Мы и без экспериментов понимаем, что негативное отношение к иммиграции распространено, и именно такие люди составили основную часть избирателей Трампа.
Однако эксперимент показал, что желание жертвовать деньги существенно зависит от анонимности — многие стыдятся поддерживать данную организацию. Что оказалось менее ожидаемым — те, кого информировали о высоких шансах Трампа на победу, стеснялись гораздо меньше. Для них анонимность не играла значительной роли в желании жертвовать.
Эксперимент не утверждает, что Трамп каким-либо образом усилил ксенофобские настроения. Однако он демонстрирует, что его успех снизил необходимость скрывать такие чувства. Возможно, то, что мы наблюдаем в последнее время, касается не изменения внутреннего настроения людей, а изменения желания открыто выражать свои чувства.
И, добавлю от себя, это, скорее, положительный момент.