Вчера в Индонезии произошла трагедия: во время демонстрационного полёта разбился авиалайнер «Сухой Суперджет-100». Мы выражаем наши соболезнования родственникам и близким погибших, а также коллективу «Гражданские самолёты Сухого», создававшему этот самолёт. В такие моменты трудно найти слова. Однако, к сожалению, это не рядовая трагедия, и она уже стала причиной информационного противоборства по вопросам российского авиапрома и авиации в целом.
Важно отметить, что главной причиной аварии, не зависимо от выводов комиссии относительно технических или человеческих факторов, является явление, получившее название «суперджетовщина». Это явление оказалось гибельным не только для конкретного Суперджета, но и для всего российского авиапрома в целом. В течение последних семи лет «Сухой Суперджет-100» позиционировался президентом Объединённой авиастроительной компании Михаилом Погосяном как флагман нового российского авиапрома, которому предсказывали значительные успехи и замену устаревших советских моделей.
Отметим, что Погосян сумел заворожить руководство страны, и именно поэтому Суперджет разрабатывался на фантастически льготных условиях, став жертвой всего остального российского авиапрома. На деле же, этот самолёт практически не имеет перспектив на мировом рынке. Если и удастся продать, то лишь единичные экземпляры, и это даже с учётом административных предписаний для российских авиакомпаний. По сути, этого недостаточно для окупаемости затрат на его проектирование и производство, в которые из федерального бюджета уже вложено более 3 миллиардов долларов США.
Трагедия произошла во время рекламного полёта, целью которого было убедить индонезийцев в необходимости покупки таких самолётов. Все обещания, которые давались Погосяном относительно продаж за последние годы, остались невыполненными. Центральной задачей стало принуждение «самых слабых звеньев» мирового рынка к покупке этого самолёта любой ценой. Однако стоит понимать, что на мировом авиационном рынке уже нет неконтролируемых зон. В результате, в настоящий момент доминируют Boeing и Airbus, а в региональной авиации — Embraer и Bombardier.
Существует также мнение, что сам Суперджет был создан по указанию Boeing, который фактически толкнул Россию в нишу с отсутствием конкурентов — самолётов на 100 пассажиров. При этом для российских условий «экспорта» Суперджет оказался плохо приспособленным, включая низкие параметры для посадки на наших аэродромах. Таким образом, ошибка Погосяна, связанная со ставкой на экспорт, очевидна; невозможно продавать то, что не имеет реального спроса и инициировано геополитическим конкурентом.
Кроме того, вместо того, чтобы восстановить управление авиационной деятельностью, ОАК под управлением Погосяна превратилась в инструмент освоения бюджетных средств, игнорируя нужды отрасли. Изначально провальный проект не только потратил огромные средства, но и подавил конкуренцию внутри России, приведя к разрушению авиапрома.
Такое явление, как «суперджетовщина», стало характерным для не только авиационной отрасли, но и других важных областей, включая ядерную сферу и космонавтику. Это очевидно отражается во всех «инновациях» и «модернизациях», которые не приносят реальных результатов. Вместо стратегического планирования — лишь бравурные заявления о «прорывах», за которыми нет ни профессионалов, ни новых решений.
К сожалению, руководство страны не замечает этот опасный тренд и продолжает поддерживать подобные авантюры. Трагедия в Индонезии является следствием «суперджетовщины». Нельзя создавать безопасную и суверенную авиацию, основываясь на чужой технологической базе.
Имидж страны оказался под угрозой, и хочется надеяться, что история с Сухим Суперджетом станет предметом тщательного расследования. Необходимо привлечь авторитетные органы для анализа состояния российского авиапрома. За подрыв национальной авиации должны ответить те, кто этому способствовал. Для восстановления авиапрома необходимо вернуть государственное управление в эту сферу, в частности, создать Министерство авиации.
Такое министерство сможет стать инструментом для восстановления авиастроения и поможет создать новую национальную промышленную систему, обеспечивая жителям равные условия для жизни. Важно восстановить авиационную отрасль, чтобы она стала полноценной составной частью экономики нашей страны.