Юрий Крупнов: Туалетная геополитика российских чиновников и Афганистан. О базе НАТО в Ульяновске

Взрыв негодования по поводу создания в Ульяновске некоего «перевалочного пункта» НАТО вполне оправдан. За 10 лет военной операции США и НАТО в Афганистане у российских ответственных чиновников так и не нашлось времени ответить на ключевые вопросы: что делает НАТО в Афганистане с группировкой в полторы сотни тысяч солдат? Кто на самом деле спровоцировал войну и смену режима талибов в этой стране? Напомним, что талибы, под давлением мирового сообщества, фактически уничтожили наркопосевы и предприняли ряд шагов ради своего признания. Почему ООН легализовало самовольное принятие НАТО на себя командования данной военной операцией? Зачем мы предоставляем НАТО трансконтинентальный транзит по нашей территории? И, наконец, в чём наша выгода здесь, в чём должна заключаться правильная афганская политика России?

Десять лет нам рассказывают о «зверских талибах», от которых нас защищает «международная коалиция». Однако, когда вскрывается информация о переговорах с НАТО по Ульяновску, вице-премьер российского правительства сводит вопрос к «транзиту через Россию натовской туалетной бумаги». Примечательно, что Дмитрий Олегович Рогозин, проработавший три года послом в НАТО, в своём комментарии перепутал транзит грузов в Афганистан и из Афганистана. Возможно, он имел в виду не чистую, а использованную бумагу для утилизации в Брюсселе. Ужас в другом: серьёзнейшая мировая проблема представляется на уровне туалетной геополитики. Пора начать разбираться и выявлять главное.

Нужна общенациональная дискуссия по нашей политике по отношению к НАТОвским фокусам в Афганистане. В условиях глобального финансово-экономического кризиса и напряжённости в Сирии и на Ближнем Востоке мы рискуем потерять не только суверенитет, но и страну. В жарких дискуссиях по поводу того, является ли «пункт» в Ульяновске базой, упускается главное – какая установка существует у высших российских чиновников по отношению к роли НАТО в Афганистане.

Министр обороны Анатолий Сердюков в письме в адрес комитета Госдумы по обороне заявил, что создание в Ульяновске такого «перевалочного пункта» не только не навредит национальной безопасности России, но, напротив, укрепит нашу военную безопасность. Он заявил: «По мнению Минобороны России, деятельность США и их союзников по нормализации обстановки в Афганистане отвечает интересам военной безопасности Российской Федерации». Ключевыми словами здесь являются «экстремистский напор». Если НАТО для нас организация «не очень хорошая», то в Афганистане она «доблестно сражается за наши интересы». Но возникла справедливый вопрос: почему этот вклад НАТО в безопасность России не увековечен, скажем, стелой у Кремлёвской стены?

Хотя НАТО действительно «перестаралась» в Югославии, Ираке и Ливии, в Афганистане, очевидно, произошёл сбой, воспользовавшись которым Россия смогла блестяще действовать. Как заявил военный эксперт А. Храмчихин, Россия не просто заинтересована в успехе НАТОвской операции в Афганистане, но, возможно, даже больше, чем сами США. «Они защищают нас, притом что мы никаких других усилий не предпринимаем», — отметил он.

Министр иностранных дел С.В. Лавров в ответах депутатам Госдумы поддержал мысль министра обороны и подчеркнул, что проект соглашений с НАТО отвечает задаче активизации борьбы с угрозами в Афганистане. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сообщил, что ОДКБ уже обеспечивает натовский транзит в Афганистан, задействуя Казахстан и Узбекистан. Он добавил, что «силы содействия» пытаются обеспечить стабильность и борются с террористическими группами, в том числе с талибами.

Заметим, что все эти высказывания министров и генсеков о «экстремистском напоре» феерически выглядят на фоне давно принятого решения США и НАТО вернуть талибов к власти. Интенсивные переговоры с талибами идут уже три года, и год назад Обама признал необходимость соглашения. А два месяца назад вице-президент США Байден заявил, что США и талибы больше не враги. Очевидно, российские чиновники пропустили эту смену установки у первых лиц США.

Также следует пояснить, что в Афганистане нет самостоятельных нейтральных «сил содействия». Все они (Международные силы содействия безопасности) подчиняются НАТО, командование в которых осуществляют генералы США. С 11 августа 2003 года НАТО самостоятельно приняло на себя командование МССБ, прикрываясь мандатом ООН, за который ежегодно голосует Российская Федерация. Это означает, что ОДКБ, являясь аналогичной военно-политической организацией, не только впустило НАТО в регион своей ответственности, но и с очевидной коммерческой выгодой использует НАТО для защиты от экстремистов в Афганистане.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы