Юрий Крупнов: Прекратить антисоветизм, приступить к преображению страны. Открытое письмо Святейшему Патриарху

Открытое письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

С горечью и сожалением отмечаю, что в каждом Вашем втором выступлении слышу слова о «безбожном» СССР. Такую явную направленность против Советского Союза трудно не рассматривать как основополагающую в нынешней деятельности Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Вчера, когда православные отмечали Успение Пресвятой Богородицы, престольный праздник моей родной деревни, Вы в своём обращении к собравшимся на освящение отреставрированной надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля вновь отрицали советский период нашей истории. Вы сказали: «Народ — это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты беспрецедентные попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь».

Мысль ясна. Тысячу лет всё было нормально, и сейчас с каждым днем становится всё нормальнее. Но, к сожалению, нам не повезло с известными «годами лихолетья». Ваши выраженные антисоветские настроения в этом выступлении можно было бы отнести к особенностям момента возвращения заштукатуренной в советские годы иконы. Однако, Вам ли не знать, Ваше Святейшество, что иконы не только замазывались, но и уничтожались задолго до «безбожной власти», вместе с массовым закрытием монастырей и храмов в XVII, XVIII и XIX веках. Часто наши святыни были спасены именно советской властью, создавшей систему государственных музеев.

Не только вчера, но и десять дней назад, накануне другого великого праздника Преображения Господня, Вы вновь безоговорочно определили советский период как «годы, когда безбожная власть стирала с лица земли все признаки православного бытия», дважды напомнив о «безбожных годах» и «годах безбожия».

Ваше Святейшество, возможно, Вам будет полезно узнать, как воспринимается такая позиция со стороны части русских православных, которых, не смотря на всё, вряд ли можно исключить из числа «нашего народа». Во-первых, антисоветизм, исходящий от самой Русской Православной Церкви, вызывает гораздо большее недоумение, чем антисоветизм различных маргинальных деятелей. Да, не все в нашей стране разделяют мнение, что СССР был вершинным периодом тысячелетней российской истории. Однако подавляющее большинство населения понимает, что в «безбожные годы» при «безбожной власти» невозможно было выиграть Великую войну. Огромные усилия по отделению от власти какого-то вымышленного «народа», который якобы выиграл войну вопреки этой «безбожной» власти, выглядят мелкотравчатыми и подлыми приемами безнравственных софистов. Великие дела и свершения, Великие Победы осуществляются лишь по милости Божией, и эта благодать даётся тем, кто жаждет её.

Замечу, что еще большой вопрос, какое государство религиознее: то, что собрало Великую страну и выиграло Великую войну, или то, что позиционирует себя на фоне развала Великой страны. Во-вторых, постоянные охаивания советского периода воспринимаются как ведомственная и корпоративная самоотделенность Московской Патриархии от жизни народа и страны. Получается, что то, как и чем живет страна в целом, оказывается второстепенным.

Московская Патриархия за последние 20 лет вышла на привилегированную социально-политическую и экономическую позицию, что воспринимается как всеобщее торжество, требующее признания также и других успехов этого периода, например, увеличения численности российских граждан в Лондоне и объемов приобретаемой ими недвижимости. Подобное ликование, порой публично обозначаемое священнослужителями как наступление «духовного возрождения страны», отдает безразличием к проблемам общества, элементарным корпоративизмом, а в худшем случае — социальным эгоизмом и неадекватностью.

Это подтверждает точка зрения наиболее чутких священников, которые сталкиваются с необходимостью бороться с социальной разрухой и деградацией в малых, забытых властями городах и селах нашей страны. Эти совестливые батюшки не замечают «расцвета духа», который якобы произошёл с распадом страны, и утверждают, что наша молодёжь, острее всего ощущающая духовный упадок, просто отказывается жить.

В-третьих, воинственный клерикальный антисоветизм воспринимается как слабость и неспособность к практическому преображению. Если даже советский период и был «безбожным» (что является частным мнением), то разве не стоит уже обратиться к современным проблемам, а не к вчерашним? Советского Союза нет как 20 лет. На следующий день после очередного упоминания о «безбожных годах», в день Преображения Господня, Вы представили понимание нынешней ситуации: «Сегодня, когда Россия обретает свое второе дыхание, когда открываются перспективы всестороннего возрождения национальной жизни». Однако беспомощность властей в борьбе с пожарами, состояние станкостроения и авиапрома, тяжелое положение сельского хозяйства и малых городов, катастрофическое обезлюживание страны и деградация Дальнего Востока вызывают недоумение по поводу таких оптимистичных заявлений.

Если это — «второе дыхание» и «перспективы возрождения национальной жизни», то как тогда воспринимать деградацию и запустение? Очевидно, реализм заключается не в том, чтобы хвалиться корпоративными успехами на фоне «грехов» давно не существующего Советского Союза, а в том, чтобы сосредоточиться на решении актуальных проблем, модернизации и развитии страны. Русская Православная Церковь должна играть ключевую и уникальную роль в этом процессе.

Если Московская Патриархия станет во главе преображения страны, мы сможем создать мощную, процветающую Россию. В связи с этим предлагаю Вам, Ваше Святейшество, создать общественно-церковный Совет по развитию страны. Можете рассчитывать на мою полную поддержку.

С благодарностью за внимание и надеждой на понимание,

Юрий Крупнов, председатель Движения развития

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы