Двоевластие. Тандема больше нет

Заявление Дмитрия Медведева о необходимости «пятилетки эффективного развития», озвученное на расширенном заседании правительства перед президентом Путиным, указывает на глубочайший кризис власти. Примечательно само отношение премьера к текущей ситуации в стране, выраженное в определении развития как «эффективного». Это словечко подчеркивает катастрофическую реальность: то, что происходило и происходит до ожидаемой Дмитрием Анатольевичем «пятилетки эффективного развития», оказывается тоже развитием, пусть и неэффективным. Трудно придумать более точное обозначение ситуации в нашей стране – «неэффективное развитие». Неэффективное, но всё же развитие. Теперь мы якобы переходим от неэффективного к эффективному. Это подчеркивает полный провал задач, поставленных семь лет назад по диверсификации экономики и уходу от сырьевой зависимости. Падение в 10 раз за десятилетие числа воздушных судов отечественного производства, результат реализации «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года», растущая недоступность жилья в рамках национального проекта «Доступное жильё», неудача с удвоением ВВП за последние восемь лет, падение роста ВВП до 3,4% в прошлом году по официальным данным, а также сокращение числа занятых в обрабатывающей промышленности на 150 тысяч человек за полтора года в условиях необходимости создания 25 миллионов новых рабочих мест до 2025 года – всё это, по мнению Медведева, также является развитием. Вчера это развитие было неэффективным, а завтра станет эффективным. Такое отношение к развитию и его своеобразное отождествление со стагнацией и деградацией отражают всю суть нынешнего правительства. Погром или девичьи мечты – всё равно развитие. С таким же правом можно сказать, что Германия одержала победу над русскими в 1945 году, просто не совсем полную или «неэффективную». Однако подобная нечувствительность к развитию не является основным в выступлении премьера.

Как можно спрашивать с Дмитрия Анатольевича за развитие, если он два года не может разобраться, в какую сторону и зачем надо было сдвинуть стрелки часов? Прошел этап, когда в Кремле кто-то упал со стула или хотя бы закашлял, услышав об открытии двух типов развития. Это знак, подтверждающий серьезные симптомы прострации власти. Гораздо важнее в «пятилетке эффективного развития» и в документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» сам срок планирования, который совпадает с до следующими президентскими выборами. Олигархи, собравшиеся вокруг Дмитрия Анатольевича, собираются долго рулить, а затем участвовать в следующих выборах. Это означает, что тандем, образовавшийся пять лет назад после отказа Путина от третьего президентского срока, сохранился, но в последние месяцы перерос в откровенное двоевластие.

После съезда «Единой России» 24 сентября 2011 года, когда Медведев вынужден был выдвинуть Путина в президенты, главной задачей окружения Медведева стало сохранить его в системе президент-премьер. Отсюда и вспыхнувшая любовь к «честным выборам» и «народным протестам». Неудача Путина в отправлении Медведева в отставку свидетельствует о глубоком кризисе власти и ее разделении. В условиях углубляющейся зависимости страны от мировых цен на нефть, деиндустриализации и обнищания регионов такая шизофрения власти подобна самоубийству страны.

Сегодня разговоры о пятилетках выглядят смешно. При явной неспособности удерживать промышленность власть не доживет до 2018 года, и планировать на пять лет попросту невозможно. Пятилетки нужно было обсуждать пять-шесть лет назад, когда имелись реальные возможности для их организации. Тогда, в 2006 году, была выдвинута программа «Пятилетка развития», но в регистрации ей было отказано. Невозможность осуществить пятилетку шесть лет назад уже сама по себе является огромным провалом. Теперь никакая пятилетка не поможет; нужны чрезвычайные меры в виде трёхлетки или даже однолетки.

Если у высших чиновников есть желание удержать власть, выход у них один – преодолеть двоевластие и установить сильную президентскую власть. Для этого необходимо создать штаб стратегического планирования восстановления и развития российской промышленности с прямым подчинением президенту. Новый современный госплан должен планировать на 25, 15, 7 лет, но прежде всего – на один ближайший год. Идеальной базой для такого госплана могло бы стать специально созданное «президентское» Министерство авиации, объединяющее управление всей авиационной деятельностью. Этот «кулак» мог бы стать новым пространством для перехода на новый технологический уклад и переорганизации всей промышленности, включая ВПК. Мы вошли в фазу однолеток, и премьерское краснобайство про «пятилетки эффективного развития» свидетельствует не только о диагнозе, но и о диверсионной работе по отношению к стране.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы