Премия Сахарова впервые присуждена иранцам. Pussy Riot, увы, не посчастливилось

Сегодня Европарламентский Комитет по международным делам и Комитет по развитию приняли историческое решение, впервые присуждая Премию Сахарова «За свободу мысли» представителям Ирана. Лауреатами стали адвокат Насрин Сотуде и режиссер Джафар Панахи. Поздравляем этих двух достойнейших людей.

Панахи — выдающийся кинорежиссер, обладатель множества наград, в том числе «Золотой камеры» Каннского фестиваля за фильм «Белый шар» и венецианского «Золотого льва» за фильм «Круг». Он был приговорен к шести годам тюрьмы за антиправительственную и антиисламскую деятельность, а во время апелляции находился под домашним арестом. Преследование художников всегда вызывает колоссальный антиправительственный резонанс и повышенное сочувствие. Примером может служить суд над Бродским и процесс Синявского и Даниэля.

В плане известности Панахи сопоставим с Тарковским, и только самое недальновидное правительство может опуститься до преследования творческой знаменитости. На фоне лавров Панахи меньшая известность адвоката и демократической активистки Сотуде не так бросается в глаза. Как и другие номинанты на премию — белорусский правозащитник Алесь Беляцкий и участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина — она также находится в заключении. Лауреатов объединяет неприязнь к авторитарному иранскому режиму. В отличие от остальных номинантов, Панахи прямо политикой или правозащитной деятельностью не занимался.

Как я предполагал ранее, Беляцкий был наиболее вероятным кандидатом на успех, однако белорусы уже дважды получали этот почетный приз за последние восемь лет (Белорусская ассоциация журналистов в 2004 году и Александр Милинкевич в 2006 году). Таким образом, в каком-то смысле Беляцкий стал жертвой, а иранцы — бенефициарами «политкорректной справедливости».

Решение Европарламента могло бы стать еще более историческим, если бы лауреатами стали участницы группы Pussy Riot. К сожалению, неоправданные слухи о разногласиях внутри группы повлияли на результат. Кроме того, освобождение Екатерины Самуцевич из-под стражи нарушило монолитность образа узниц совести. В итоге в этом году борцы с путинским режимом премии не получили.

Судя по тому, как резко усиливаются политические репрессии со стороны властей и как Россия последовательно превращается в теократическое государство, подобное Ирану, ожидать изменений осталось не так долго.

Оцените статью
Ритм Москвы