Наконец-то! Россия согласилась признавать дипломы Гарварда и Оксфорда

19 сентября Дмитрий Медведев подписал распоряжение «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации». Название документа, хотя и малопонятное, легче запомнить по кодовому номеру 1694-p. Основная цель этого распоряжения заключается в том, чтобы приравнять группу из 201 престижного зарубежного университета ко всем российским вузам, что позволит «без каких-либо дополнительных процедур» признавать дипломы иностранного бакалавриата и магистратуры на уровне отечественных дипломов.

Как указывается в документе, это «будет способствовать привлечению высококвалифицированных специалистов, получивших образование в ведущих мировых образовательных центрах», таких как Кембридж или Массачусетский технологический университет.

Однако раньше, когда в Россию приезжали выпускники MIT или Киотского университета, их дипломы не признавались, и они вынуждены были возвращаться на родину с пустыми руками. В то время как выпускники Костромского технологического института, такие как мэр Собянин, могли рассчитывать на более удачное трудоустройство.

Несомненно, российское правительство решило разобраться в ситуации, отказав иностранным специалистам в трудоустройстве. Наверняка была создана комиссия, успевшая потратить немалые средства из государственного бюджета. И вот, историческое распоряжение готово, вместе с перечнем на 73 страницах. Но, увы, и распоряжение, и перечень по своей сути оказываются бесполезными!

Найм иностранных специалистов не должен зависеть от того, признает ли Россия диплом конкретного вуза. В сферах, не требующих лицензирования, важен профессионализм кандидата, а решения принимаются исходя из мнения работодателя, а не распоряжений федеральных властей.

Разве выпускнику Сыктывкарского государственного университета по специальности «Деловое администрирование» отдавалось предпочтение перед выпускником Yale University лишь из-за отсутствия признаков в перечне? И как насчет выпускников Georgia State University, которые не попали в этот список?

Проверка подлинности диплома имеет смысл, но даже диплом Оксфорда можно подделать. А что, если выпускники Гарварда или Университета Парижа сталкивались с трудностями поступления в российские аспирантуры? Все эти правила построены не на распорядительном уровне, а в значительной степени зависят от договоров с зарубежными университетами, что сдерживало поток западных студентов.

К тому же, почему российские дипломы, как и дипломы тайские, польские, южноафриканские, аргентинские, мексиканские, признаются в цивилизованном мире без каких-либо распоряжений? Например, в США для получения рабочей визы H-1B требуется подтверждение от частных консультационных офисов, но это не требует сложных процессов или распоряжений правительства.

Допустим, что для иммиграционных документов иностранным гражданам все-таки придется пройти через нострификацию диплома. Но отменяет ли распоряжение это требование для дипломов, выданных 201 университетом из перечня? В документе это не уточняется, и даже если это подразумевается, было бы логичнее упростить или вовсе отменить «дополнительные процедуры».

Работодателям стоит позволить самим решать, какие специалисты им нужны. Поэтому серьезно можно сказать, что Медведев подписал ненужный, непоследовательный и неуместный документ. Во-первых, остается вопрос, по каким принципам формировался перечень университетов.

В соответствии с распоряжением, в перечень попали вузы из числа 300 лучших, представленных в трех ведущих академических рейтингах. Но как из 900 может получиться 201? Эти три рейтинга имеют много пересечений, но не до такой же степени. Почему University of Leicester (202-е место в QS World University Rankings) оказался в списке, а Universiti Malaya (167-е место) – нет? Может, дело в географическом расположении?

Более того, почему среди 300 лучших вузов по версии Times Higher Education нет ни одного китайского учебного заведения, хотя в списке 6 китайских университетов, хотя две из них находятся в первой сотне?

Если и предположить, что перечень кому-то нужен, то использовать его будет невозможно, так как университеты перечислены в произвольном порядке. Найти нужное учреждение в таком списке – задача не из легких. Также попытка распределить вузы по странам и по названиям не всегда была успешной. Например, University of Liverpool упоминается под буквой «Л», тогда как University of Reading – под «У». Это говорит о том, что составители не придерживались четкой логики.

Множество ошибок в переводах названий также говорит о недостаточном понимании принципов образования. Например, University of Florida правильно переведен как Университет Флориды, но Arizona University обозначен неверно как Университет Аризоны вместо Университета Штата Аризоны, который является отдельным учебным заведением.

В итоге, составители перечня напустили на текст множество ненужных слов, почти полностью утопив смысл. Ужасает и само название документа, которое не даёт ясного представления о его содержании.

Хотя большинство ошибок можно было бы избежать, если бы вузы были перечислены по латинскому алфавиту. Но, похоже, составители не слишком дружат с иностранными языками. И не стоит забывать, что по решению Медведева лучшие зарубежные вузы теперь приравнены к российским. Такой документ подписал глава правительства РФ, но пока власти не могут убедить даже себя в уровне российских университетов, и продолжают отправлять своих детей учиться за границу.

Оцените статью
Ритм Москвы