Почему именно 9 мая?

Почему в России День Победы празднуется 9 мая, а в Европе – 8 мая? Следует отметить, что 9 мая не был последним днем военных действий. Немецкие группировки продолжали оказать сопротивление в Восточной и Центральной Европе. Так, 10 мая советские войска заняли плацдарм на косе Путцигер-Нерунг, недалеко от Гданьска, а 11 мая была взята под контроль Курляндия. Только к 14 мая было завершено преследование последних немецких формирований, отступавших на запад.

На самом деле, завершение военных действий здесь не имеет значения. Еще 7 мая около 3 часов ночи в Реймсе германское командование, представленное генералом Альфредом Йодлем, подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Этот акт обеспечивал полную капитуляцию Германии перед войсками союзников и СССР и был принят представителем советских вооруженных сил генералом Иваном Суслопаровым и Союзных Экспедиционных Сил генералом Уолтером Смитом. Генерал Франсуа Севез подписал документ как свидетель.

На следующий день, 8 мая 1945 года, пресса стран-союзников триумфально сообщила о долгожданной победе над нацизмом. Капитуляция вступала в силу 8 мая в 23:01 по берлинскому времени. Тем не менее, незадолго до этого в Берлине был подписан еще один акт. Существует несколько точек зрения по поводу того, почему Германии пришлось капитулировать дважды, но ни одна из них не кажется убедительной. Советские и российские историки называют процедуру в Реймсе «предварительной», а процедуру в Берлине – «окончательной». Западные историки, в свою очередь, считают Реймский акт окончательной капитуляцией, а Берлинский – их ратификацией.

Не совсем ясно, в чем разница между предварительной и окончательной капитуляцией, так же как и зачем нужна была ратификация. В ходе небольшого исследования стало очевидно, что «дубляж» был вызван бюрократическими ошибками с советской стороны и привыканием обеих сторон к символике. Немецкое командование предпочло сдаться союзникам, а не Советскому Союзу, поэтому поспешило в штаб Эйзенхауэра в Реймсе. Формально сдавшись и Советскому Союзу, о чем свидетельствовала подпись генерала Суслопарова, немцы, тем не менее, считали важным, что акт капитуляции происходил не на территории Германии и не под контролем Красной Армии.

Сталин, любящий церемониал, считал, что капитуляция должна состояться в Берлине, а не в каком-то Реймсе, где союзники уже готовились к празднованию. Спорить со Сталиным никто не мог, и 8 мая был принят новый акт. На этот раз его подписал маршал Георгий Жуков как представитель Верховного Главнокомандующего, а с немецкой стороны акт подписал фельдмаршал Вильгельм Кейтель. В качестве свидетелей подписали генерал Карл Спаатс и генерал Жан де Латр де Тассиньи.

В момент подписания в Берлине было 22:43, в Лондоне и Париже – 21:43, а в Москве – 0:43. То есть уже наступило 9 мая. У союзников были две причины отмечать победу 8 мая: согласно Реймскому акту капитуляция вступила в силу 8 числа, а если учитывать Берлинский акт, то он также вступил в силу 8 мая. В этом смысле восьмерка неоспоримо оставалась восьмеркой. Однако в России, а затем и в странах СНГ, считали, что дату капитуляции нужно определять по московскому времени. Это еще один пример отличия логики русского человека от западной.

Возможно, в 1945 году еще были свежи воспоминания о юлианском календаре и «старом стиле». Возможно, не забыли, что Рождество на Руси справляют позже, чем на Западе. Ведь рациональней следовать времени того места, где событие происходит, чем времени того места, где о нем узнают. Так, на некоторых билетах время прибытия указывается по месту назначения, а не отправления.

Более того, взятие Зимнего дворца большевиками произошло вечером 7 ноября по московскому времени, но в Сибири и на Дальнем Востоке уже наступило 8 ноября. Если бы следовать этому правилу, путаница возникла бы повсеместно. В Новой Зеландии выяснилось бы, что здания-близнецы рухнули не 9 сентября, а 10. В Калифорнии Рождество пришлось бы справлять 24 декабря и так далее.

Сегодня как российские журналисты, так и общественное мнение продолжают считать, что во вторичной капитуляции Германии была принципиальная необходимость и глубокий смысл. Россияне до сих пор полагают, что союзники пытались украсть победу у советского народа, не учтя интересы СССР в Реймсе, и что Великобритания и США не заслужили титул настоящих победителей, поскольку в войне погибло гораздо меньше их граждан по сравнению с советскими.

Столетиями россияне недовольны тем, что западные страны якобы обманывают русский народ, который отличается чрезмерной доверчивостью и простотой души. Однако, меня удивляет, насколько мало журналисты, пишущие о двойной капитуляции, владеют вопросом. Судя по всему, информация берется из других журналистских пересказов. Кое-где генерал Суслопаров упоминается лишь как свидетель, а не участник подписания. В некоторых статьях утверждается, что акт обеспечивал капитуляцию только союзным войскам. Таким образом, оказывается, что многие авторы даже не удосужились прочитать текст Реймского акта.

Возвращаясь ко второму подписанию, уместно задуматься, не было ли дело в том, что Сталин, как большой энтузиаст советской эзотерики, питал пристрастие к числу 9 и потому считал 9 мая более подходящей датой для праздника. Вероятно, его действия объяснялись желанием не делиться праздником с Западом.

Интересно, что спустя 68 лет, когда происходит переоценка отечественной истории, правомерность выбранной даты для празднования победы не вызывает сомнений. Вся страна продолжает жить в мире мифов, созданных сталинской эпохой. Хотя выбор даты не умаляет значение победы, одержанной Советским Союзом, переносить праздник на 8 мая уже нет смысла, хотя не исключено, что когда-нибудь в России займутся и этим.

Оцените статью
Ритм Москвы