Сегодня Андрей Бородин сделал важное заявление в своем блоге (31 августа). Как отмечают юристы, это стало реакцией на новую кампанию, организованную в основном средствами массовой информации, близкими к власти, с целью «предъявления новых обвинений». 29 августа, словно по команде, телеканалы «Россия», НТВ, ИТАР-ТАСС, РИА-Новости и другие сообщили о том, что следственный департамент МВД «появились новые вопросы» к А. Бородину и его соратникам. Логическую точку в этой ситуации поставила «Российская Газета» 30 августа. С учетом того, сколько уже было и сколько еще будет подобных «версий», повторять эти новые обвинения не имеет смысла. Интереснее другое.
А. Бородин справедливо подчеркивает, что очередная истерия в прессе является реакцией на его вопросы о судьбе 103 млрд. рублей, а также об обоснованности и масштабах (1% ВВП) государственного участия в «спасении» рейдерского приобретения ВТБ. Его риторические вопросы о том, кому это выгодно, также остаются актуальными. Бородин также указывает, что 103 млрд. рублей, за которые ВТБ купил акции Банка Москвы, не поступили в бюджет города. Более того, эти деньги не могли законно поступить в бюджет, так как Правительство не продавало акции, а внесло их в уставный капитал своей 100%-ной дочки – компании ЦТК, которая и выступала в роли продавца. В результате, у ЦТК нет правовых оснований для перечисления этих средств в бюджет.
Интересные аналогии возникают при изучении «подготовительных мероприятий» к санации Банка Москвы, озвученных новым руководством. Согласно соглашению между АСВ и ВТБ, структуры банка (некие ЗАО и ООО) станут инвесторами в рамках этой процедуры. Проще говоря, эти крупные компании приобретут акции Банка Москвы и оплатят увеличение его уставного капитала. На всё это требуется около 200 млрд. рублей! Но откуда они возьмутся? Вспомним, как г-н Юсуфов покупал акции Банка Москвы: с помощью кредита от банка, согласованного с новым руководством. В данном случае, речь идет о кредите самого ВТБ, но в три раза большем.
Неясно, зачем ВТБ привлекал несколько миллиардов долларов на внешнем рынке, не говоря уже о 295 млрд. рублей, взятых в удобном займе у АСВ. А. Бородин прав, указывая на беспрецедентное отвлечение государственных средств на так называемую санацию Банка Москвы, что выглядит по меньшей мере удивительно. Если не верите Бородину, послушайте первого зампреда Центробанка А. Улюкаева, который назвал эту операцию «необдуманной» (Банковское обозрение, 29 августа 2011 года).
Кроме того, Бородин справедливо указывает на то, что на фоне новых разоблачений обвинение «забыло» о базовом эпизоде уголовного дела, связанном с кредитом в размере 12.760.000.000 рублей, который, согласно официальным данным МВД, оказался на счетах супруги бывшего мэра Москвы. Согласен с президентом Ассоциаций российских банков Г. Тосуняном, который в программе РБК-ТВ 31 августа отметил, что «здесь многое замешано на политике». Помните мальчика, который раскрыл народу глаза на то, что король-то голый? Так вот, Г. Тосунян – далеко не «мальчик».