Виктор Бучукури и Леван Хмиадашвили – дети из грузинского села Тирдзниси, которым не повезло. Они попали в Южную Осетию 4 ноября, пробравшись на неподконтрольную Тбилиси территорию, чтобы посмотреть на дом одного из подростков. Их поймали и обвинили в терроризме, «обнаружив» гранаты и взрывчатку. Затем последовала «жесткая реакция международного сообщества»: требования и призывы освободить детей, просьбы и угрозы. Однако ничего не изменилось.
«Президент» Эдуард Кокойты решил продемонстрировать миру и родителям неосторожных граждан собственный авторитет. Кокойты, который неоднократно попадал в инфополе благодаря криминальным делам, смог обмануть комиссара Совета Европы по правам человека, оставив Томаса Хаммерберга в дураках – кажется, он не сталкивался с таким открытым враньем. 2 декабря ему обещали, что через 10 дней освободят оставшихся за решеткой грузинских детей. Но этого не произошло.
Хаммерберг со своей стороны передал цхинвальскому руководству пятерых осетин, которые находились в грузинской тюрьме с августа 2008 года. Получился неравноценный обмен пленными: Цхинвали вернул двоих грузинских подростков и оставил двоих в тюрьме. Сепаратистский лидер таким образом демонстрирует грузинской стороне свою силу, используя детей в своих играх. При этом вызывает искреннее изумление ряд заявлений Эдуарда Джабеевича. Понять его «разумные» слова становится сложно.
Приведем один из примеров: «Нам известно, что это была организованная провокация против Южной Осетии, где задействованы как родители, так и сами дети за определенные денежные вознаграждения. Но в любом случае, мы не собираемся торговаться, – высказался «президент». – Безответственные действия и заявления нынешнего руководства Грузии не дают нам сегодня возможности реализовать наши договоренности». Вот так.
Он также добавил, что будет бороться за соблюдение прав человека как в Южной Осетии, так и в Грузии. Забавно, особенно про защиту прав жителей Грузии и «алчных» родителей-провокаторов, которые, как кажется, с ума сходят в ожидании «юных террористов». Судя по всему, вернуть подростков домой можно будет только в том случае, если на это согласится Россия. А это, как известно, не в ее стиле.
Однако в Москве не прошли мимо грузинских ветеранов ВОВ и устроили настоящую истерику из-за памятника в Кутаиси. Тема – более чем актуальная. Сносить или не сносить стеллу, строить или не строить парламент на этой площади – вопрос, который прокомментировал официальный представитель МИД РФ. Нестеренко высказал свое возмущение. Видимо, эта проблема для Кремля важнее, чем судьба детей.
Совет Европы со своими правозащитниками вновь возмутится и в очередной раз попросит о помощи. Однако в итоге, разумеется, признает себя бессильным перед волей «грозного президента» несуществующей республики. В Тбилиси же продолжают задаваться вопросом – когда закончится беспредел в закрытых наглухо мятежных регионах.