1. 2. 3. 1. Убийца. 2-3. Его жертвы. 28 марта 1971 года американский суд вынес вердикт. Лейтенант Уильям Колли был приговорен к пожизненному заключению за убийство мирных жителей вьетнамской деревни в провинции Сонгми. 5 сентября 1969 года ему были предъявлены обвинения в преднамеренном убийстве 109 мирных жителей. Суд над лейтенантом продолжался с ноября 1970 по март 1971 года и закончился признанием Колли виновным в убийстве 22 мирных жителей. Первоначальный приговор (пожизненное заключение) был в августе 1971 года изменён на 20 лет лишения свободы. До 9 ноября 1974 года он находился под домашним арестом в своей квартире на военной базе в Форт-Беннинге, штат Джорджия. Фактически Колли провёл три с половиной года под домашним арестом, после чего был помилован президентом Ричардом Никсоном.
Ричард Никсон, 37-й президент США, приказал дать ход делу о Сонгми и помиловал Колли. Уильям Колли родился 8 июня 1943 года в семье ветерана Второй мировой войны. 16 марта 1968 года взводу из роты «Чарли» батальона 11-й бригады, под командованием лейтенанта Уильяма Л. Колли, было приказано провести «зачистку» деревень Милай, составлявших общину Сонгми. Приказ был вызван тем, что рота попала на минное поле, где были выведены из строя двадцать процентов личного состава (четыре человека убиты, 28 — тяжело ранены). Приказ о «зачистке» непосредственно отдал капитан Медина. Следствием не было найдено фактов, что Медина отдавал прямой приказ убивать женщин и детей.
С полной боевой выкладкой на рассвете взвод высадился с вертолетов в районе деревень Милай 3 и Милай 4. Никаких партизан, только мирные жители: старики, женщины и очень много детей. Колли приказал сгонять всех в центр деревни. Когда собрали порядочную толпу, по словам рядового П. Мидло, взводный отдал команду — палить по вьетнамцам в упор. Перед расстрелом мужчин жестоко избивали. Женщин публично насиловали. Буддийский священник с ребенком, в отчаянии, простирал к Колли руки, повторяя: «Нет вьетконга, нет вьетконга». Колли заставил его замолчать, разбив прикладом рот, затем повернул автомат и очередью снес священнику череп. Лейтенант подхватил ребенка, бросил его в канаву и добил автоматной очередью.
Фоторепортер Рональд Хэберли, запечатлевший на пленке ужасы резни в Сонгми, вспоминает: «Мы увидели женщину. Джи-ай открыли по ней огонь. Женщина упала в чан для хранения риса. Голова ее по-прежнему торчала, словно мишень. Никто не пытался спросить ее о чем-либо. Джи-ай просто продолжали стрелять — и все. Можно было видеть, как разлетался по кусочкам ее череп. Косточка за косточкой взлетали в воздух. Навстречу нам, шатаясь, шел мальчик. Он был ранен в руку и ногу. Он не плакал и вообще не издавал никаких звуков. Я нагнулся, чтобы сфотографировать его. Рядом со мной присел на колено джи-ай. Он трижды выстрелил в мальчика. Первый выстрел опрокинул его. Второй — подбросил в воздух. Третий — уложил…»
Убийства прекратились только после того, как пилот вертолета наблюдения Хьюз Томпсон приземлил свой OH-23 между группой скрывавшихся в хижине раненых вьетнамцев и намеревавшимися убить их американскими солдатами. Лейтенант Хьюз Томпсон фактически пресек кровавую вакханалию своих боевых товарищей, спасая 11 человек. Он пригрозил, что его бортстрелки (Лоренс Колбэрн — стрелок вертолёта, Гленн Андреотта — бортинженер) откроют огонь по своим товарищам, если те попытаются убить раненых. Потом Томпсон вызвал вертолёты для эвакуации раненых вьетнамцев (эвакуировано 11 женщин и детей).
Результат «зачистки» — убито 567 человек — стариков, женщин и детей. Деревня Милай сожжена. «Победоносный взвод» ретировался без потерь. В марте 1969 года Рональд Райденаур, слышавший истории о преступлении во время своей службы во Вьетнаме, демобилизовался и отправил письма с описанием того, что было ему известно, президенту Никсону, в Пентагон, Госдепартамент и многим конгрессменам. Новый президент Р. Никсон приказал разобраться. «Письму о Сонгми» ветерана, вернувшегося из Вьетнама, был дан ход. Колли был отозван из Вьетнама и предан следствию и суду.
После своего освобождения лейтенант проживает в городе Коламбусе, штат Джорджия, и содержит ювелирный магазин. Издательство «Викинг» заплатило Колли 100 тыс. долларов за его мемуары. В первые три дня после осуждения убийцы предприимчивая фирма продала более 200 тыс. пластинок с «боевым гимном лейтенанта Колли». Пластинка начиналась с трогательного рассказа о «маленьком мальчике, который хотел, когда вырастет, стать солдатом и послужить своей стране, куда бы она ни послала его». Затем следовала бодрая песня: «Меня зовут Уильям Колли, я солдат Америки, я дал присягу исполнять свой долг и побеждать, но меня изобразили негодяем. Пусть, а мы идем вперед».
В 19-ю годовщину Сонгми, в марте 1987 года, мэр города объявил: «Колли заслуженно является почетным гражданином нашего города, и мы гордимся им». Сам Колли в эту годовщину заверил газетчиков на пресс-конференции: «Признаться, меня не мучают по ночам кошмары воспоминаний о 16 марте 1968 года в Сонгми. Это была обычная боевая операция. Мы выполняли задачу по уничтожению коммунистов во Вьетнаме». Среди убитых в Сонгми 76 грудных младенцев. Все они были коммунистами.
В сентябре 2007 года в «Кайванис клубе» Большого Коламбуса перед аудиторией всего в 50 человек седобородый мужчина, в течение получаса говорил тихим голосом в микрофон: «…не проходит и дня без мук раскаяния и угрызений совести — за то, что случилось во вьетнамской деревушке Сонгми. Я каюсь перед убитыми вьетнамцами, перед их семьями. Мне очень жаль, что это произошло». Это тоже Уильям Колли. Ему жаль.
Мемориал жертвам в Сонгми. Точное число жертв в Сонгми неизвестно. Называются различные цифры в пределах от 200 до 550 человек (в советских источниках часто упоминалась цифра 567 человек). Установленный в деревне мемориал перечисляет имена 504 погибших в возрасте от 1 года до 82 лет. В том числе: 173 ребёнка, 182 женщины (в том числе 17 беременных), 60 мужчин старше 60 лет, 89 мужчин младше 60 лет.
