К моменту публикации этого материала будут доступны результаты экзитполов и, возможно, предварительные итоги выборов в Крыму. Похоже, что вопрос о воссоединении с Россией уверенно получит психологически важные 67% — две трети, «квалифицированное большинство» от списочного состава избирателей.
Выявленные на данный момент нарушения обескураживают противников референдума: «россияне, голосующие на украинском референдуме» — это одна россиянка, а «под дулами автоматов» обозначает всего одну жалобу в блоге на то, что члена избиркома с урной для голосования на дому сопровождали вооруженные милиционеры.
Последняя надежда тех, кто ожидает поражения Путина, выглядит парадоксально, хотя и основывается на созданном ими представлении о президенте. Путин воспринимается как сумасшедший игрок, который не остановится, пока не проиграется вчистую. То есть, противники «империализма» с нетерпением ждут его вторжения на Украину.
Действительно, если в Харькове и Донецке появятся «вежливые люди без опознавательных знаков» (или, как их называют, «зеленые человечки»), это может иметь катастрофические последствия для России. Однако те, кто возлагает надежды на такой сценарий, не учитывают два важных фактора.
Первый. Путин не повторяется. Можно вспомнить Путина десятилетней давности, когда он трижды поздравил с победой Януковича и использовал подобные методы для поддержки кандидата в Абхазии, который казался ему более подходящим. Потерпев унизительное поражение в обоих случаях, Путин сделал правильные выводы и научился прислушиваться к мнению профессионалов. Никто не мог предсказать, как будет осуществлена поддержка соотечественников в Крыму. Это событие ничего общего не имеет с операцией 080808. «Коллективный Путин» не дублирует себя.
Второй фактор. То, что уже происходит в Харькове и Донецке, видимо, не замечается многими. Это воспринимается как второстепенное, малозначительное до появления «зеленых человечков» — всего лишь подготовка к их появлению. Не надейтесь. «Зеленых человечков» не будет. Но вполне может произойти то, что произошло, например, во Львове — захват военных складов.
Какие взаимоотношения сложатся между «восставшим народом», армией Украины и Национальной гвардией (которая раньше была «восставшим народом» и спешно вооруженной «Самообороной Майдана»), предсказать действительно сложно. Вероятно, не обойдется и без раскола и/или частичного самоустранения армии Украины. Гражданская война может продлиться недели, а может, и годы.