Сегодня российская Генеральная прокуратура подала жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), затрагивающую ответственность властей Украины за ряд серьезных преступлений, совершенных в последние годы. Перечень обвинений довольно обширен и, безусловно, вариативен с юридической точки зрения. В нем фигурируют такие события, как киевский Майдан, трагедия в одесском Доме профсоюзов и конфликт в Донбассе, а также множество других инцидентов.
Обвинения касаются как преступлений против собственных граждан — гибели мирного населения, незаконного лишения свободы, подавления свободы слова и преследования инакомыслящих, так и преступлений против России и ее граждан, включая блокирование Северо-Крымского канала, обстрелы территории Российской Федерации и нападения на российские дипломатические представительства на Украине. Также упоминается крушение самолета авиакомпании «Малазийские авиалинии», в котором пострадали граждане третьих стран.
Это стало первым шагом Генеральной прокуратуры в рамках её новых полномочий, полученных после изменений в законе «О прокуратуре Российской Федерации», одобренных Советом Федерации 23 июня этого года. Таким образом, жалоба имеет историческое значение и, как полагают эксперты, может привести к серьезным последствиям.
Хотя можно надеяться на оперативное рассмотрение этой жалобы в ЕСПЧ, стоит отметить, что суд чаще всего выносит политически окрашенные решения, следуя за логикой европейских политиков. По данным правозащитников, в ЕСПЧ уже подано 10 650 заявлений о нарушении прав граждан в ходе вооруженного конфликта в Украине. Из них восемь тысяч касаются Крыма и Донбасса, причем 7000 заявлений поступило именно с Донбасса, из которых 6000 — против Украины. При этом ни одно дело по конфликту в Донбассе еще не было рассмотрено.
Тем не менее, сама подача такой детализированной и обоснованной жалобы, безусловно, может привести в чувство многих украинских руководителей и военных, а также их европейских покровителей, которые, скорее, выступают в роли прикрытия для киевских властей. Россия, безусловно, имеет что сказать как суду, так и мировому сообществу о происходившем в Украине за последние годы, в отличие от антироссийских резолюций, исходящих от европейских структур.
Следственный комитет России также выпустил свою «Белую книгу», подготовленную еще в 2014 году, в которой было создано Спецуправление по расследованию преступлений против мирных граждан на территории Украины. С момента начала конфликта в Донбассе с 2014 года Следственный комитет возбудил более 430 уголовных дел, из которых 370 — в отношении представителей силовых структур Украины.
Не стоит недооценивать влияние этой жалобы и исков на фигурантов дел, которые, безусловно, осознают возможные правовые последствия. Вспомним, что еще осенью 2017 года Верховная Рада под руководством президента рассматривала закон о реинтеграции Донбасса, позволяющий украинским военным проводить операции без объявления военного положения. Представитель президента тогда заявила, что данный закон призван защитить украинских военных от возможного судебного преследования в Гааге, что говорит о том, что киевские власти прекрасно осознают масштаб совершаемых преступлений.
Крот истории роет медленно, но неумолимо. Особенно если ему помогает такое влиятельное учреждение, как российская Генеральная прокуратура. Сегодня сделан важный шаг к восстановлению справедливости и законности по событиям последних лет на Украине.