Коротко по итогам саммита в Женеве.
1. Саммит президентов России и США стал, безусловно, важнейшим событием европейского турне Джо Байдена. Несмотря на попытки Запада принизить его значение, фокусируясь на «возвращении Америки» к своим союзникам в Европе, судьбы мира, простите за пафос, решались скорее в Женеве, чем в Брюсселе, где собрались «согласные».
2. Разговор, бесспорно, состоялся. Опыт Байдена как политика оказал большее влияние, чем идеологические установки, предложенные вашингтонскими и европейскими политиками, которые предполагалось, будут определять дискуссии в Женеве. В итоге беседа прошла содержательно, результаты налицо – ожидается возвращение послов, будут налажены переговорные форматы, прежде всего в сфере контроля над вооружениями, возможно, также произойдет обмен заключенными с обеих сторон.
3. Позиция российского президента была очень сильной, что наглядно проявилось на пресс-конференции по итогам. Он не только выглядел уверенно и убедительно, но и был отлично подготовлен. По большинству тем, которые американская сторона считала более выгодными для себя, он явно перекинул мяч на их сторону. Это касается, прежде всего, проблемы кибербезопасности, где теперь появилась надежда на начало переговорного процесса.
4. Разумеется, оценки итогов переговоров, озвученные президентом Байденом, в чем-то отличались от российских. Он, в первую очередь, говорил с американцами, своими союзниками и критиками в США и Европе. Поэтому акцент на правочеловеческую тематику и ценности был вполне ожидаемым, особенно в условиях полной лояльности журналистского пула — явный контраст с пресс-конференцией Владимира Путина. Однако обнадеживает, что Байден подчеркнул достигнутое взаимопонимание в сфере стратегической стабильности, оценив особую роль обеих держав в этом важнейшем вопросе для планеты. После таких слов логично было бы ожидать шагов в сфере разоружения. Надо ловить на слове.