Почему русские люди безответственны. Часть II

(Продолжение темы. Первую часть читайте в предыдущем блоге А. Кончаловского)

Существует две вещи, по которым можно лучше понять российскую ментальность – это состояние туалетов и дорожное движение. Эти аспекты являются той «каплей воды», в которой виден весь «океан» народной ментальности и вопроса персональной ответственности.

Общественные туалеты в России открывают много о стране и её гражданах. Дорожное движение также красноречиво свидетельствует о состоянии общества. Взгляните на московские перекрёстки. Водители ведут себя безобразно: все лезут вперёд, никто не уступает. Эта «куча-мала» может длиться долго, пока не появится полицейский с дубинкой. Тут возникает вопрос ответственности: почему бы не удержаться и не уступить, чтобы всё быстро «разрулилось»?

Отсутствие личной ответственности порождает ряд социальных явлений. Первое, что бросается в глаза, – это узкий круг доверия. Без анонимной ответственности мы доверяем лишь ближайшим друзьям и семье. Хорошая книга Стивена Кови «Скорость доверия» говорит о том, что чем выше доверие, тем быстрее принимаются решения. У нас же договориться о чем-либо бывает сложно, а проверка «коэффициента доверия» занимает около 40% времени. Это приводит к тому, что примерно 40% ресурсов государства уходит на проверку недоверия.

Махатма Ганди как-то заметил: «Стоит заподозрить человека в корыстных целях, как всё, что он делает, начинает вызывать подозрения». Вторая важная производная от низкой ответственности – это возможность власти обогащаться. Как только человек попадает во власть – депутатом или губернатором – начинается обогащение. Хотя в налоговых декларациях это и не отражается, все мы знаем, как быстро человек, пришедший во властные структуры, становится обеспеченным.

Третья важная составляющая: человек, лишённый чувства ответственности, не боится нарушить закон. Как только он начинает действовать «по понятиям», любая законодательная система начинает разваливаться. Судебная система становится местом, где все «договариваются», и если у судьи нет чувства гражданской ответственности, его не смущает, когда его пытаются купить.

Если говорить о Западе, то собственник там появился ещё в XI веке. У него была земля, на которой он работал, и вели налоги герцогу. Ответственность за продуктивность начинается с того, что у человека есть собственная земля, передаваемая по наследству.

По сравнению с этим, климат в Европе значительно лучше. У европейского крестьянина практически не было неурожаев, и он работал с уверенностью, зная, что получит результат. В отличие от России, где расстояния между населёнными пунктами огромные, а дороги – плохие. В Европе рынок был рядом, что способствовало возникновению буржуазии, рыночных отношений и независимости.

В России подобные процессы также наблюдались. Под влиянием немцев и Ганзы возникли два института гражданского общества – Псков и Новгород. Они стремились к независимости от великого князя, имели магдебургское право. Однако эти начинания были подавлены Иваном Грозным, который стремился к абсолютному подчинению всех земель.

Говоря о гражданском обществе в Европе, следует учитывать, что здесь имела место жесточайшая индоктринация, прошедшая через века кровавых войн и насилий. Историк Алексей Алексеевич Кара-Мурза упоминает в своих работах, что процесс «овнутрения» социального принуждения был долгим и сложным.

В Европе воспитание граждан происходило под давлением страха – страха наказания за нарушение законов и правил. Этот процесс шёл на протяжении трёх веков. Только в XVIII веке были отменены публичные казни и пытки. Союз свободы и дисциплины формировал ответственность граждан.

Поэтому, чтобы воспитать граждан с высокой социальной ответственностью, государству нужны всевозможные меры, начиная с воспитания в школе и заканчивая духовным воспитанием. Ли Куан Ю, первый премьер-министр Сингапура, также внедрил жёсткие меры по индоктринации социальной ответственности.

Ответственность человека должна быть многоуровневой: биологическая ответственность за семью, социальная ответственность за свою работу, идеальная ответственность перед Богом и своей страной. Как заметил один из моих читателей, для изменения культуры необходимо ежедневно работать над собой. «Дорогу осилит идущий» — эту мысль стоит помнить всем нам.

Заканчивая, хочу подчеркнуть: «Русская идея – как это возвышенно звучит». Даже в обсуждениях «портяночников» можно увидеть стремление к высокому стилю. Это и есть идея – искать смысл. И вместе мы сможем его найти и стать лучше.

Оцените статью
Ритм Москвы