С радостью можно констатировать: настало время оставить в прошлом комедию о Медведеве как президенте России. Признаемся, он не более президент, чем я — балерина. Как будто я не видел президентов? В этом контексте следует признать очевидный факт: на протяжении двенадцати лет, что на три года больше, чем Ельцин, страной руководит Владимир Путин.
По его собственным словам, к моменту прихода к власти, осенью 1999 года, в стране не было ничего, кроме руин и «стояния на коленях». Следовательно, именно он стал архитектором современного постсоветского государства на территории России. Путин создал все: стилистику общения власти с народом, ценности, на которых воспитывается молодежь, критерии патриотизма и позиционирование страны на мировой арене. Это основа для существования государства и в практическом смысле, и как идеальной конструкции. Я готов признать его заслугу, хотя не считаю, что он строил все с нуля. Это скорее самовосхваление, мол, была выжженная земля, а он как раб на галерах круглые сутки работал. На самом деле он не так уж активно трудился и некоторые элементы государственного строительства были заложены еще при Ельцине — например, Конституция.
Тем не менее, основную работу действительно провел он, превращая ельцинское государство в нечто совершенно новое. Двенадцать лет — это время, достаточное для того, чтобы войти в историю, особенно с таким багажом, как строительство нового государства. Лично для меня урок заключается в том, что я увидел то, что раньше скрывалось под покровом идеологии.
За свои пятьдесят лет я жил в трех государствах. Первым было Советское Союз, основанное на идеологии. Государственная практика полностью подчинялась идеологическим принципам, а за банальную спекуляцию можно было попасть в тюрьму. Государство уверяло народ, что все делается в его интересах. Народ же верил, что живет в стране рабочих и крестьян, где все трудности будут компенсированы счастьем коммунистического рая.
Затем был период, когда мы стремились к демократии, заявляя о строительстве власти народа. Государство обосновывало свою необходимость тем, что существует по воле народа. Теперь я живу в России под управлением Путина, который, как никто другой, построил государство без какой-либо идеологии. Как только идеология исчезла, стало видно то, что скрывалось под различными «-измами»: государство, как таковое, оказывается, абсолютно бесполезно и даже вредно для людей.
Все задачи, которые выполняет государство, можно разделить на три категории. Первая включает в себя те задачи, которые более эффективно решает бизнес — а именно, здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение. В России эти сферы давно трансформировались в бизнес. В странах, где еще существуют бесплатные образование и медицина, их качество часто оставляет желать лучшего.
Вторая категория — это задачи, которые следует делегировать местному самоуправлению, например, развитие инфраструктуры и правоохранительные функции. Централизация правоохранительных органов, как это сделано при Медведеве, не повышает их эффективности, а лишь служит интересам Кремля, даже если это приводит к ухудшению качества борьбы с преступностью.
Третья категория охватывает задачи, которые выходят за рамки местного самоуправления. Регулирование денежных потоков и рынков более эффективно осуществляют саморегулируемые организации, а все нападки на них чаще всего связаны с коррупционным вмешательством государства.
Что касается «государственной безопасности», это понятие стало эвфемизмом, он прячет бюджетные траты, которые должны быть не замечены. На самом деле, многие вопросы легко распределяются между службами безопасности корпораций и полицией. Все остальное — это пропаганда.
В отсутствие реальных, востребованных народом задач государство тратит огромные бюджетные ресурсы на манипуляцию населением, создавая образ «державы», без которой якобы не обойтись. Но чем же реально может помочь централизованное государство, если перед ним встают реальные задачи?
Мне хорошо понятна выгода централизованного государства для Путина и его чиновников, но что оно дает мне и моим детям? Вопрос риторический. Ответ прост: кроме обязательного налога — ничего. Проблема не в Путине или авторитаризме. Кризис государственности — общемировая тенденция, которая видна даже в Германии и США, где центральные правительства бросают миллиарды ради мифических задач.
Таким образом, в России наблюдается развал образования и медицины, недостроенные мосты и дороги. Государство не нужно ни монархическое, ни демократическое, ни сильное, ни слабое. Оно становится источником розни и ненависти. Люди намного лучше, чем те монстры, в которых их превращает держава.
Я благодарен Путину за то, что он открыл глаза на эту очевидную истину. Уверен, это осознание придет и к другим, рано или поздно станет общим местом, от которого никто не сможет отмахнуться.