Перспективы «Правого дела»

Дорогая! У меня для тебя плохая новость: то, что мы с тобой двадцать лет считали оргазмом, оказалось астмой…

У той части публики, которая уже который год ловит «знаки» и «сигналы» власти, свидетельствующие о ее склонности к либерализму, вновь появились радужные иллюзии в связи с грядущим назначением М. Прохорова лидером «Правого дела». Что ж, как говорится – вольному воля. Но насколько в реальности обоснованны эти надежды? Попробую высказать свое мнение.

Итак, что мы имеем в активе сегодня? Сегодня мы имеем партию, которая еще при своем рождении совершила ритуальное убийство «Союза правых сил». Это убийство стало входным билетом в Минюст. Предъявив справку из морга о поступлении трупа СПС, «Правое дело» быстро зарегистрировалось и приступило к своему позорному существованию. Никто не питал иллюзий насчет перспектив троицы Гозман-Бовт-Титов, включая ее самих. Даже либеральный ФОМ не измерял их рейтинги, а они уныло исполняли свою роль «спящего резерва» власти, ругаясь между собой и проигрывая одни местные выборы за другими.

Кремль выделял им финансирование на полудохлое существование, а они периодически появлялись в телевизоре, «олицетворяя собой освобожденную женщину Востока». Непримиримая часть эспээсовцев во главе с Немцовым ушла в жесткую оппозицию Кремлю, за что их начали бить, сажать в тюрьму и обливать помоями. Тишайшие праводельцы, как и их коллеги по «Яблоку», ходили грустные и вялые, а свои неудачи объясняли в духе древней притчи о танцоре с большими яйцами.

Но вот настал час Ч. Понадобился правый электорат. Зачем? Это остается загадкой. Можно этот думский пасьянс раскладывать и так и этак. Но одно эмпирически понятно: тот кислород, что был отнят Кремлем у «Справедливой России», был передан «Правому делу». Движение мыслей нынешних российских вождей невозможно разгадать нашим скудным умишком. И поэтому бессмысленно пытаться понять, то ли это Медведев шпильку Путину вставляет, то ли Путин Медведеву, то ли они оба нам вставляют что-то более осязаемое.

Вот вам одна из сотен версий: поскольку формирование пропутинского фронта поручили не Суркову, а Володину, то оскорбленный отставкой демиург убедил Медведева рульнуть вправо. Типа: «Доверьте это дело мне, я сделаю им предложение, от которого они не смогут отказаться. А в результате, вы, г-н Президент, получите верных псов, которые будут лизать вам сапоги». Так или иначе, но в настоящее время мы имеем комбинацию из зарегистрированной партии и сорокапятилетнего оболтуса, владеющего 18 миллиардами долларов.

Если добавить сюда два метра прекрасно тренированных мышц и связок, то стартовые условия выглядят заманчиво для молодых посикух, которые, правда, на выборы не ходят. Но что же можно построить из этой комбинации? Вариантов, собственно, два: либо строится сервильная, прокремлевская партия, кусающая (для пущей убедительности) своего патрона в заранее согласованные места, и в таком виде она проходит в Думу, либо строится независимая, самостоятельная партия, способная всерьез оппонировать Кремлю, благо материально она в такой конфигурации уже вполне независима.

Рассмотрим подробнее оба варианта. Если в наличии сервильный вариант, то это означает, что власти решили заманить в свои сети правый и демократический электорат, который до сих пор был не нужен. Им хватало электората «Единой России», состоящего из пенсионеров и разного рода бюджетников. Сейчас, когда рейтинги партии власти медленно снижаются, Кремль не только уже не может разбрасываться своими избирателями, но и вынужден заигрывать с доселе оппозиционным правым электоратом: авось получится.

В этом смысле фигура Прохорова Кремлю более чем подходит. Судите сами: за последние двадцать лет мы наблюдали столько информационных войн, что все поняли: всерьез оппонировать власти может только абсолютно неуязвимый человек. Я не буду даже приводить примеры с нашими «делами писателей», когда гонорар за книгу стал символом чудовищной коррупции. Но достаточно взглянуть на вторые приговоры по делам Ходорковского и Лебедева и на свеженькую уголовку Навального, чтобы понять, что Прохоров для сервильного варианта – блестящий выбор.

У этого дяденьки столько незащищенных мест, что для того, чтобы его превратить в политический ноль, не нужно даже залпа из главных калибров. Пара пулеметных очередей насчет сутенерства или снайперский выстрел по поводу залоговых аукционов, и всё: уноси готовенького. Кремлевские лица резонно полагают, что этот никуда не денется с подводной лодки. Шаг влево, шаг вправо – и ему конец. Мальчик рыдает и на коленях умоляет о пощаде.

Много мы видели таких примеров. Возьмите хотя бы Рогозина. «У нас генералы рыдают как дети». Нет? Гордый? Не сдается? Тогда в Краснокаменск. Авось проветрится от Сан-Тропеза. Ему, конечно, так в лоб не скажут. Скажут, что он абсолютно свободен в своих действиях. По-дружески попросят аккуратнее обращаться с тандемом, мол, сами понимаете: мы тебя выдвинули, нам же потом за это отдуваться.

Мальчик, если он сообразительный, будет осторожен. Раньше у «Единой России» была эсэровская бульба слева, а теперь будет модернизированная «правороссовская» бульба справа. Такая же скучная и послушная, предсказуемая и конформистская. Олигарх, конечно, похорохорится, покричит о разграблении России, но затем успокоится и будет ковать никому не нужные законопроекты. На дискотеках будет всем объяснять, что таков был его замысел: пролезть в Думу, а там – хоть трава не растит.

Для получения думского мандата он выделит немалый бюджет. Купит с десяток лидеров общественного мнения, аккуратно, незаметно и щадя самолюбие. Так он сформирует список, с которым «Правое дело» пойдет на выборы. Все они откажутся от мандатов, и дело в шляпе: в депутатские кресла опустят свои задницы серые клерки. Тут мне все прохоровские болельщики наперебой кричат: мол, ты неправ, ты слишком негативен. Что в провинции огромное количество состоявшихся сравнительно молодых людей при бабках и при деле, которые готовы что-то менять, имеют активную жизненную позицию…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы