Не без удивления встретил у Дмитрия Быкова в «Особом мнении» от 10 августа упоминание высказывания, приписываемого Троцкому: «Когда-то, помните, Лев Троцкий очень интересно писал о казачестве. Казачество – единственные русские, которые способны к самоорганизации, поэтому они должны быть истреблены. Я, правда, не знаю, насколько эта цитата аутентична, но она везде приводится». Писатель известен своей эрудицией и обширными познаниями. Зачем было приводить данное выдуманное высказывание, даже оговорившись, мол «не знаю, насколько эта цитата аутентична»? Стоило ли подогревать страсти?
Слова эти приводятся обычно без ссылки на источник. В текстах, написанных Троцким, их нет. В интернете можно найти одну ссылку, где приводится якобы цитата, приписываемая Троцкому, с указанием такого источника: из директивы ЦК РКП(б) «Об истреблении казачества» от 24.01.1919, принятой по инициативе председателя ВЦИК Я.М. Свердлова. На самом деле данная «цитата» слеплена из отрывков статьи Иоакима Вацетиса, латыша и бывшего полковника царской армии, в газете «Известия народного комиссариата по военным делам» и части текста Директивы ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», подписанной «Центральный Комитет РКП», от 24 января 1919 года. Главным проводником идеи расказачивания на Дону и автором писем в ЦК, легших в основу данной Директивы, был Сергей Сырцов – 25-летний председатель Донского бюро РКП(б).
Имеют хождение в интернете и другие совершенно безобразные высказывания антирусского характера, приписываемые Троцкому, со ссылкой на воспоминания личного секретаря Распутина Арона Симановича. В полных текстах его воспоминаний «Распутин и евреи» нет ни подобных высказываний, ни вообще упоминаний о Троцком. Отношение Троцкого к казачеству в конце 1918 – начале 1919 годов проявилось в следующих словах его приказа от 10 декабря 1918 года: «Последнее вам предупреждение, казаки! Преступления Краснова и его союзников ожесточили сердца рабочих и крестьян. Ненависть к Краснову нередко переносится на казаков вообще. Все чаще раздаются голоса рабочих и крестьян: нужно истребить всех казаков, тогда наступит мир и спокойствие в Южной России. Это, конечно, неверно и несправедливо. Но чем дольше будут казаки оставаться слепым оружием в руках Краснова, тем суровее будет расправляться с ним и Красная Армия» (Л.Д. Троцкий. Как вооружилась революция. – М., 1926.)
То есть, он не был ни другом, ни защитником, ни врагом казачества. Троцкий вёл войну за утверждение социально-экономической системы, в которую верил, и разделял людей не по национальному признаку, а на врагов и союзников в этой войне.
И несколько слов о печальных цифрах. 31 декабря 1918 года соответствующим приказом А. И. Деникина была образована Особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков. Вряд ли её можно заподозрить в склонности к преуменьшению результатов красного террора. По данным этой комиссии число расстрелянных красными во второй половине 1918—1919 годов на территории войска Донского, Кубани и Ставрополья составило 5 598 человек, из которых 3 442 человека расстреляно на Дону, 2 142 человека — на Кубани и в Ставрополье.
При этом из документов следует, что истребление казаков первыми начали не большевики, а казачья верхушка, атаман Краснов. Целью была расправа со сторонниками Советской власти. В мае 1918 года, то есть почти за год до директивы Оргбюро ЦК РКП(б), Круг спасения Дона принял постановление о «расказачивании» красных казаков. В октябре 1918 года последовал указ Большого войскового круга о «расказачивании» всех казаков, перешедших на сторону Красной Армии. К тем 30 тысячам репрессированных в тылу добавились многие тысячи фронтовиков. Красных казаков, которые попадали в плен, ждала только смертная казнь. А в общей сумме во время красновщины, то есть с мая 1918-го по февраль 1919 года, было зверски истреблено не менее 45 тысяч сторонников Советской власти на Дону, по данным Д.С. Бабичева, доцента РГУ, казака по происхождению, и профессора, доктора исторических наук Павла Голуба.
Таким образом, директива Оргбюро ЦК РКП(б) стала в определённом смысле ответной мерой на белый террор. Видимо, говоря о таких трагических моментах русской истории, не стоит упрощать, пользоваться выдуманными цитатами и искать отдельных виноватых «злодеев».