Новым президентом Франции, ставшим самым молодым главой государства после Наполеона Бонапарта, стал 39-летний Эмманюэль Макрон. Накануне решающего второго тура выборов, прошедшего в минувшее воскресенье, особых сомнений в его успехе не было, особенно после уверенной победы над своей соперницей, лидером ультраправых Марин Ле Пен, на теледебатах.
Однако, если вдуматься, это событие можно считать маленьким политическим чудом: на выборах президента одной из пяти великих ядерных держав, страны G7, победил человек, который год назад не выглядел даже крошечной звездочкой на французских предвыборных радарах. Он ни разу не баллотировался на какую-либо выборную должность и не вел предвыборных кампаний, не принадлежал ни к одной из партий, лидеры которых занимали пост президента на протяжении почти 59 лет истории Пятой республики.
Макрон тонко почувствовал, что французская партийная система находится в кризисе, и создал новое успешное движение «Вперед!». Несмотря на протестные настроения против традиционной политической элиты, Макрон стал плоть от плоти французского истеблишмента. Его родители – преуспевающие медики, а за спиной у него престижный колледж Генриха IV в Париже и Национальная школа администрации – «фабрика» французской политической элиты.
Работа в инвестиционном банке Rothschild & Cie Banque сделала Макрона миллионером. Крупнейшей сделкой, проведенной им через этот банк, стала покупка швейцарской корпорацией Nestle в 11,8 миллиарда долларов подразделения Pfizer Inc. по производству детского питания. Вознаграждение Макрона за оформление этой сделки составило 2,8 миллиона долларов.
Макрон выглядел идеалистом, идущим против течения. В ситуации, когда во всей Европе нарастали антиглобалистские настроения, он выступал с лозунгами за углубление интеграции с ЕС, укрепление партнерства с Германией и открытость Франции внешнему миру. Он также выступал против любых ограничений демократических прав, включая права иммигрантов.
Его необычная семейная история – женитьба на собственной бывшей учительнице, которая на 24 года старше – в строгой консервативной Франции казалась непривычной. Тем не менее, этот брак, возможно, добавил ему симпатий среди женщин-избирательниц, особенно феминисток, которые задавались вопросом, почему женщина не может позволить себе то, что считается нормальным для мужчин.
В ходе предвыборной кампании Макрон образно сравнил себя с Жанной д’Арк, утверждая, что он способен спасти Францию. Это вызвало разные мнения: кто-то считал это пафосным, кто-то – нескромным. Однако, в итоге, Франция объединилась вокруг него, чтобы не допустить к власти ультраправого кандидата Марин Ле Пен.
7 мая, в день выборов, его выход на праздничный митинг последователей был оформлен драматично: он шел по эспланаде Лувра, один, без охраны, под звуки бетховенской «Оды к радости», гимна Евросоюза. Это стало символом того, что сценарий о том, что Европа движется вправо, не подтверждается. Победа Макрона продолжает тренд, наблюдаемый за последний год: ультраправые потерпели поражение на выборах в Австрии и в Голландии, а в Черногории опять победили сторонники евроинтеграции.
Теперь предстоит дождаться окончания политической борьбы во Франции, которая еще не завершена. В следующую воскресенье, 14 мая, истечет срок полномочий Франсуа Олланда. В Елисейском дворце состоится традиционная церемония «смены караула». Уходящий президент встретит нового главу государства перед входом в резиденцию. После короткой беседы Олланд покинет дворец, а Макрон приступит к выполнению обязанностей.
В тот же день новоизбранный президент должен посетить могилу Неизвестного солдата у Триумфальной арки. Ориентировочно 15 мая Макрон озвучит имя нового премьер-министра, который, скорее всего, не задержится на этом посту. Депутаты Национального собрания могут объявить правительству вотум недоверия в любой момент, поэтому президент назначает премьера, который пользуется поддержкой большинства, сформированного по итогам двух туров законодательных выборов.
Первый тур выборов пройдет 11 июня, второй – 18 июня. Система голосования во Франции такова, что минимизирует шансы случайных фигур: в каждом округе разыгрывается только один мандат, и если в первом туре никто не набирает абсолютного большинства, проводится второй, в который выходят кандидаты, получившие не менее 12,5% голосов. Основное внимание будет приковано к тому, сможет ли движение «Вперед!» составить конкуренцию традиционным партиям и выиграть поддержку избирателей.