Вместо предисловия
На днях в лондонском метро появилась реклама издательства «Пингвин», одного из крупнейших англоязычных издательств в мире. На плакатах размещена цитата из художественного произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети», произнесённая Базаровым: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… Бесполезные слова! Русскому они не нужны». Публикация лишена имени автора и названия, только эмблема «Пингвина» и номер книги в новой серии классической литературы, среди которых — произведения Тургенева, Толстого, Горького и Булгакова.
Представители «Пингвина» объяснили свою задумку желанием привлечь внимание читателей к новой серии, однако в социальных сетях разразилась волна гневных комментариев от российских пользователей. Они усмотрели в этом явлении попытку разжигания антироссийских настроений в Великобритании. В связи с этим, а также по случаю праздника Дня России, возникло желание обратиться к компетентным органам и сообщить о предполагаемой деятельности группы писателей, возможно, действующих в сговоре.
«Дорогие товарищи, — пишут авторы обращений, — сообщаю вам, что не только Тургенев, чьи высказывания в эти дни используются в противостоянии России, но и другие классики русской литературы могут быть причислены к врагам нашего Отечества. Особенно это касается Нобелевских лауреатов по литературе. Солженицын пытался исправить свои ошибки, Шолохов вызывает сомнения в авторстве своих произведений, а Бродский… Обратите внимание, еврей, эмигрировавший в США в 1972 году, в своих произведениях явно проявляет русофобские настроения.
При этом стоит вспомнить о Пастернаке, о котором справедливо заметил российский патриот: «Свинья никогда не гадит там, где кушает». Отдельно обсуждают и Бунина, которого многие считают недооценённым автором. Однако его «Окаянные дни» полны русофобии. И даже в повести «Деревня» он высказывает пессимистичные суждения о России.
Поражает и образ, который создают народные песни и пословицы, полные негодования и зависти. Булгаков, который изображает русского трудящегося человека как собачье отродье, тоже не остался без внимания. Его критика направлена на русское общество, и тут возникают вопросы о его отношении к россиянам в целом.
Не менее спорными являются строки Пушкина, который в своем творчестве также можно заподозрить в разжигании антироссийских настроений. Как можно игнорировать строки, угрожающие последним представителям власти? И даже спустя двести лет, стоит задуматься о последствиях этих высказываний.
Приведенные примеры говорят о настоятельной необходимости рассмотреть возможность запрета на произведения авторов, которые оскорбляют российский народ, и разработать соответствующее законодательство. Принятые меры должны поддержаться российским обществом, учитывая активное сопротивление негативным высказываниям.
В заключение, есть мнение, что антироссийский заговор действительно существует, однако его цель не всегда очевидна. Высказывания авторов на рекламных щитах в Лондоне вряд ли были направлены на разжигание ненависти. Возможно, создатели рекламной кампании просто пытались привлечь внимание к интересным произведениям, не ведая, каково их влияние на восприятие русской культуры в стоящей перед ними аудитории.
Каждый раз, когда мы сталкиваемся с подобными проявлениями, следует помнить о сложных отношениях, существующих на международной арене, и о важности ценить собственные культурные достижения, подчеркивая их значимость и уникальность.
Как бы то ни было, важно поддерживать диалог и стремиться к лучшему пониманию, несмотря на различия в мнениях и восприятиях.