Двадцать три тысячи двести двадцать шесть – шестнадцать – тридцать. Эти цифры многие британцы, возможно, уже успели выучить наизусть. Именно столько дней, часов и минут насчитывало царствование королевы Елизаветы II вечером 9 сентября 2015 года, примерно в 17:30 по лондонскому времени – то есть в половине восьмого вечера по московскому. В этот торжественный момент Елизавета II побила рекорд продолжительности правления, принадлежавший ее прапрабабке, королеве Виктории. 63 года и 7 месяцев – дольше на британском троне никто не просидел.
У многих, вероятно, есть ощущение, что она была всегда. На земле пошло уже четвертое поколение людей, не видевших другого британского монарха. В других странах Европы много королев, в том числе чрезвычайно популярных, но порой кажется, что есть только одна с большой буквы, имени которой можно и не упоминать, и так все поймут, что если сказано «Королева», то речь идет о Елизавете II.
Выступая в 2010 году перед Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке, она, не без доли изящного кокетства, напомнила, что в последний раз стояла на этой трибуне в 1957 году. Повисла восхищенная тишина. Подумать только: первым премьер-министром Ее Величества, еженедельно информировавшим ее о делах государства, был Уинстон Черчилль, для большинства людей воспринимающийся как далеко ушедший исторический персонаж, примерно как Ленин. Большинство мировых лидеров, встречавшихся с ней, давно превратились в памятники – Джон Кеннеди, Индира Ганди, Рональд Рейган, Нельсон Мандела… Их нет, а она есть – и в прекрасной форме, несмотря на свои 89 с половиной.
Елизавета II взошла на престол, когда еще был жив Сталин. Она пережила события, включая Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Ельцина и ныне здравствующего Михаила Сергеевича Горбачева. Не удивлюсь, если она останется, когда уйдет и Путин – особенно учитывая, как долго прожила ее покойная мать, сто один год.
Странно вспоминать, что королевой Елизавета стала почти случайно. Как, кстати, и ее прапрабабушка Виктория. Обеим корону принесли стечения обстоятельств – бездетность одних королей, преждевременная смерть других наследников. В случае с Елизаветой это история о старшем брате ее отца, дяде Дэвиде. Закоренелый холостяк и непостоянный бонвиван, он внезапно без памяти влюбился в простолюдинку, две раза разведенную американку Уоллис Симпсон. В самый разгар романа он стал королем Эдуардом VIII и захотел сделать ее своей королевой. Однако это был непреодолимый мезальянс, и тогда король отрекся от престола, заявив в прощальном радиообращении, что не может нести тяжкий груз монарших обязанностей без поддержки любимой женщины.
Вместо Эдуарда VIII королем стал его брат Георг VI – скромный и трудолюбивый, всю жизнь боровшийся с дефектом речи. А 10-летняя Лилибет стала наследницей престола. Множество людей, особенно русских женщин с «трудной судьбой», с романтическим восторгом воспринимают эту историю, в то время как в Англии многие считают поступок Эдуарда VIII крайне легкомысленным и недостойным королевской особы. В королевской семье всегда считалось, что Георг VI, не желая короны, из чувства долга стал королем, и это, возможно, подорвал его здоровье.
Елизавета II, как бы она ни царствовала, никогда не откажется от престола в пользу сына, как это сделали королева Нидерландов, короли Бельгии и Испании, передавшие бразды правления своим детям. «Королева останется на троне до самого конца. Отречение — запретное слово в этом доме», — утверждают в королевской семье. Тем не менее, Елизавета II не раз удивляла многих. Например, она разрешила своему старшему сыну Чарльзу жениться на своей многолетней любовнице Камилле Паркер-Боулз, разведенной женщине – то есть совершить то, за что когда-то его дядя потерял корону.
Событие во время открытия летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году также запомнилось. Королева согласилась сняться в ролике, который был показан во время церемонии открытия. Ролик, снятый в стиле фильма о Джеймсе Бонде, показал, как агент 007 — актер Дэниэл Крейг — приходит в Букингемский дворец, где встречает королеву. Они летят над Лондоном, и в конце их двойники с парашютом прыгают в центр олимпийского стадиона. После этого королева, уже в реальном времени, появилась под овации в королевской ложе. Какая уверенность в себе и чувство юмора нужны, чтобы решиться на все это!
Однако британский историк Дэвид Старки высказал парадоксальную мысль о том, что за 63 года и 7 месяцев своего правления королева Елизавета II не совершила никаких поступков или не выступила с заявлениями, о которых кто-то стал бы вспоминать. И это, по его мнению, хорошо, так как именно поэтому ее царствование было спокойным, а у большинства подданных не возникало поводов выражать недовольство к ней. Республиканские настроения в Великобритании сегодня значительно слабее, чем во времена королевы Виктории.
Историк, конечно, говорит о политике, имея в виду, что королева ни разу не вмешивалась в нее ни словом, ни делом. Однако многие другие историки считают, что она способствовала мирному разрешению Суэцкого кризиса в 1956 году. Она удерживала правительство консерваторов во времена Маргрет Тэтчер от слишком жесткого подхода к социальной политике, особенно в период напряженности между «железной леди» и шахтерскими профсоюзами. Накануне референдума о независимости Шотландии она призвала граждан тщательно подумать о будущем, что, возможно, оказало решающее влияние на выборы.
Недавно, во время государственного визита в Германию, королева публично высказалась против новых разделений в Европе, многие восприняли это как совет британцам на предстоящем референдуме о членстве Британии в ЕС голосовать за оставление в объединенной Европе. Конечно, королеву будут вспоминать и в связи с двумя недавними голливудскими фильмами, в которых воссоздан образ Елизаветы II.
Один из них – комедия «Лондонские каникулы», пересказывающая историю о том, как в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, когда Лондон праздновал победу во Второй мировой войне, родители разрешили будущей королеве и ее сестре принцессе Маргарет гулять по городу инкогнито. Это был, вероятно, единственный случай, когда Елизавета, практически неузнаваемая, смешалась с толпой. Но, в отличие от фильма, она не загуляла до утра, а вернулась домой строго к назначенному времени.
Другой фильм – «Королева» с Хелен Миррен, рассказывает о трудные дни, когда в 1997 году Елизавета не хотела публично скорбеть о гибели принцессы Дианы. Она поняла, что ошиблась и, прыгнув через личные чувства, выступила с траурной речью перед нацией. Бывший посол Великобритании в Москве, сэр Родерик Лайн, который принимал участие во встречах своего шефа с королевой, однажды сказал: «Евгений, поверьте мне, Хелен Миррен сыграла Елизавету II ровно такой, какая она есть в жизни». Пересмотрите тот фильм – и, право слово, в конце вам захочется воскликнуть: «Да здравствует королева!»