Замечательно подметил Салтыков-Щедрин: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались». Похожие мысли возникают при каждом новом заявлении власти о необходимости знать и, что важно, любить отечественную историю, причем желательно — некую «правильную версию». Сразу возникает вопрос: что-то опять не так в верхах. Может, там не проворовались, но точно с чем-то не ладно.
Вот и президент Владимир Путин заговорил о необходимости создания канонической версии отечественной истории и соответствующего учебника. Однако он добавил, что это не должно мешать вариативности трактовок. Эта оговорка вызывает, по меньшей мере, улыбку, ведь канон подразумевает свод законов и правил, который не допускает иного понимания, пересмотра или отступлений. К примеру, утверждение, что земля плоская и покоится на трех гигантских черепахах, а солнце вращается вокруг нее.
Если мы по-прежнему считаем историю наукой, это должно подразумевать постоянное развитие и расширение наших знаний, новые открытия и даже революционные изменения наших представлений. Вспомним конец 80-х — начало 90-х, когда открытие архивов привело к бурному потоку новых документальных свидетельств, которые смели прежние представления о советской истории. О каком каноне может идти речь в современной науке?
Но тут дело, конечно, не в науке, а в политике. И вот сейчас разговор об истории снова зашел в момент политического распутья и обострения. Как раз тогда, когда в общественных сетях и СМИ заговорили о явной усталости от долгого правления, отсутствия перемен и снижающейся легитимности власти. Как укрепить легитимность вождя? Например, самое время написать новую версию «Краткого курса». Как когда-то Иосиф Виссарионович смог изобразить себя наследником дела Ленина, так и Владимира Владимировича можно представить наследником какого угодно — хоть псевдореформатора Андропова, хоть Горбачева, не говоря уже о Ельцине.
Серьезно размышляя, о какой канонической версии отечественной истории можно говорить, когда нет консенсуса даже среди профессиональных историков по ключевым событиям, начиная с Петра Великого и Павла Первого и заканчивая Ленином и Сталиным, Хрущевым и Брежневым — до Горбачева и Ельцина? В стране не отмечают ни годовщину отмены крепостного права, ни годовщину манифеста 17 октября 1905 года, который впервые открыл путь к демократическим правам и свободам, ни годовщину победы демократии в августе 1991 года.
Не чтится память множества выдающихся деятелей, чья деятельность не вписывается в триаду «православие, самодержавие, народность». До сих пор нет согласия относительно событий 1917 года и причин распада Советского Союза в 1991, истинных масштабов жертв коллективизации и голода 1929-1933 годов, а также сталинских репрессий. Насчет ответственности сталинского режима за развязывание Второй мировой войны и той цены, которую народ заплатил за победу над гитлеровской Германией, мнения также расходятся.
Кто же истинные герои отечественной истории? Это сразу становится ясно, когда посещаешь любой европейский или американский город: имена улиц и площадей, памятники на перекрестках — это общественный консенсус. А у нас? Может, лучше повременить с каноническим учебником и направить бюджетные деньги на более насущные нужды, например, на помощь сиротам. Впрочем, вероятнее всего, и эти средства разворуют.
