Российские либералы нередко рассматривают Украину как разменную монету в своей борьбе с Путиным. В действительности же их мало волнует судьба этой страны – главное для них, чтобы причинить Путину как можно больше неудобств. Они не обращают внимания на условия, которые ЕС предлагает Украине в договоре об Ассоциации и Зоне свободной торговли, не пытаются разобраться, какие силы вышли на «Евромайдан», и чем этот Майдан-2 отличается от протестов на Болотной и Сахарова. Давайте разберемся.
«Евромайдан» начался после того, как украинское правительство приостановило процесс подписания соглашения с ЕС. Обратите внимание: не отмены, а именно приостановки! Правительство объяснило свои действия необходимостью компенсации потерь от неминуемых экономических последствий с Россией и требований по переводу промышленности на евростандарты. Брюссель не намерен предоставлять украинскому режиму те деньги, на которые он рассчитывал. Таким образом, перед нами банальный торг, а вовсе не некий «цивилизационный» выбор, как утверждает украинская правая оппозиция.
Янукович ненавидит Путина не меньше, чем все участники митинга на Болотной площади вместе взятые. Он не только испытывает страх перед Путиным, но и видит в Евросоюзе гарантию защиты капиталов украинской олигархии. Тем не менее, ему необходимо закрыть огромную дыру в бюджете. На текущий момент ему нечем платить пенсии и пособия. Именно поэтому он ведет тяжелые и напряженные переговоры, пытаясь «продать» Украину Евросоюзу за максимально возможную сумму.
Дискурс евроинтеграции удивительно далек от прагматики. Большинство комментаторов, как сторонников, так и противников, предпочитают обсуждать всё, кроме языка цифр и экономических расчетов. Странно, но факт. В глазах миллионов людей циничный торг, зажатого в угол режима Януковича, воспринимается как судьбоносный выбор целой нации. Именно такую оптику навязывают рядовым потребителям информации СМИ и экспертное сообщество.
Сторонники интеграции акцентируют внимание на «европейских ценностях», к которым, по их мнению, Украина должна присоединиться после саммита в Вильнюсе. В то время как противники интеграции сосредоточили свою критику на второстепенных вопросах, пугая украинцев однополыми браками и ювенальной юстицией, обходя действительно важные проблемы социальной повестки, такие как закрытие производств, высокую безработицу, особенно среди молодежи, и снижение прав профсоюзов.
Эти вопросы должны находиться в центре общественного обсуждения в стране, охваченной кризисом, власти которой пытаются ввести её в зону не менее жесткого кризиса. Именно это должно волновать общество, а не то, сколько миллиардов евро Янукович выторгует у Брюсселя. Но, к сожалению, это не волнует. В противном случае, «евромайдан», собравшийся в украинской столице, выдвинул бы к власти совсем другой пакет требований.
На «евромайдане» не было ни одного социального лозунга. Никто не призывал к борьбе с бедностью, неравенством или безработицей. Все уверены, что эти проблемы сами собой решатся, как только под договором об Ассоциации высохнут чернила. Но никто не говорит о том, что европейские страны также страдают от глубокого кризиса, где уровень безработицы среди молодежи в Южной Европе превышает 60%, а политики не видят выхода из долгового тупика.
Подмена понятий стала сутью разговоров об евроинтеграции. Соглашение о Зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС подается как немедленное вступление в Евросоюз. Если верить многим комментаторам из правого и либерального лагеря, Украина вот-вот войдет в Шенгенскую зону и зону евро. Однако те, кто изучил текст Соглашения об Ассоциации, знают, что в нем даже не упоминается перспектива безвизового въезда для Украины в ЕС, не говоря уже о реальном доступе украинской продукции на европейский рынок.
Никто из сторонников подписания Соглашения о ЗСТ не говорит о той социальной и экономической цене, которую придётся заплатить. Утаивают требования, выдвигаемые ЕС и МВФ к Украине: повышение внутренних цен на газ, заморозку роста заработных плат бюджетникам. Молчат о том, что украинский бюджет пуст, а пенсии чернобыльцам и пособия по безработице не выплачиваются несколько месяцев. Печально, но значительная часть украинского народа, лишенного доступа к объективной информации, верит в эти мифы и воспринимает риторику правых политиков о «срыве евроинтеграции» как личную трагедию и крах надежд на лучшую жизнь.
Это именно обстоятельство служит питательной средой для «евромайданных» настроений. Это не только желание получить суточные за стояние на площади, толкает тысячи людей на майданы по всей стране. Но это – Большой Обман. Это всего лишь дешевый пиар, с помощью которого тройка лидеров нынешней оппозиции пытается проложить себе дорогу в президентское кресло в 2015 году.
К сожалению, немалую роль в этом спектакле играют ведущие украинские СМИ. Их стараниями дешевый пиар оппозиции воспринимается многими, в том числе за рубежом, как «народная революция». Достаточно взглянуть на некоторые ведущие интернет-издания, чтобы убедиться, что они, отбросив всякие приличия, открыто выполняют роль пропагандистской машины и мобилизационных рупоров «евромайдана» и правой оппозиции. Некоторые даже сменили свои названия и логотипы, чтобы подчеркнуть свою позицию.
В таких условиях о праве граждан на получение объективной и разносторонней информации не может быть и речи. Неудивительно, что за пределами Украины сложилось совершенно неадекватное представление о происходящих событиях. Лично я не удивлен, что российские либералы хором восхваляют «евромайдан», закрывая глаза на его ксенофобскую и антиевропейскую суть.
Это вполне объяснимо. Взгляд из Москвы на события в Киеве может создать искушение провести параллели между евромайданом и российскими «болотными» протестами. Может показаться, что участники киевского майдана борются с Путиным, а не с Януковичем, который объединил все слои украинского общества в ненависти к своей политике. Лидеры Евромайдана не стремятся изменить систему, олицетворяемую Януковичем; они лишь хотят занять его место. Еще меньшее желание менять эту систему проявляют европейские политики, которые готовы уживаться и договариваться с Януковичем.
Вожди Евромайдана переводят недовольство с реальных виновников проблем украинского народа – олигархов, на «внешнего врага» — Путина и «москалей». Истинная народная революция выдвигает не геополитические, а социальные лозунги. Она пересмотрит основы системы – результаты грабительской приватизации, приведшие к образованию паразитической олигархии, разрушающей страну в своих корыстных интересах.
Правда состоит в том, что украинский «евромайдан» не является продолжением Болотной или Сахарова. Его повестка имеет мало общего с тем, за что выходили на улицы Москвы участники «маршей миллионов». Думается, что думающая российская аудитория должна избавиться от иллюзий и начать смотреть на украинские события без розовых очков.