Кирилл Федулов: Борьба с пиратством по «россияненски»

Борьба с контрафактом в нашей стране осуществляется весьма занятным способом. С одной стороны, глядя на прилавки мелких ларьков и крупных сетевых магазинов, заваленные пиратскими дисками, вывод о лояльности служителей правопорядка по отношению к пиратству напрашивается автоматически. Но это не так! Борьба идет полным ходом, и направлена она исключительно на самую свирепствующую группу пиратов — выездных эникейщиков.

Эникейщиком называется специалист широкого профиля в области компьютерных технологий, приезжающий на дом или в офис, с целью помочь неумелым пользователям, так называемым «ламерам», вернуть их компьютер к активной трудовой жизни. Поскольку интернет и выходы из метро завалены предложениями о подобных услугах, то в легкой добыче сотрудники ОБЭПа особой нужды не испытывают.

На деле все происходит так: на телефон какой-нибудь фирмы или частного мастера по оказанию компьютерной помощи раздается ничем неприметный звонок, с просьбой приехать в обычный офис настроить компьютер, установить стандартный набор драйверов и программ, что стоят на каждом компьютере, плюс еще кое-что. Вот это «кое-что» и является уловкой для ничего не подозревающего эникейщика.

Под этим «кое-что» обычно подразумевается программа из серии «Компас» или «Автокад», так как это отечественные разработки, стоящие более 50000 рублей за однопользовательскую лицензию, что дает прокуратуре право автоматически возбуждать уголовное преследование. По сути, ловят на живца, занимаются подставами.

Итак, ничего не подозревающий айтишник скачивает в интернете программу, о которой он впервые слышит, и едет на помощь бедным ламерам. Далее все идет по схеме. Айтишник настраивает компьютер и, в процессе работы, ставит ту самую программу, о которой ему ничего не известно. Получив свою скромную плату, в помещение врываются сотрудники ОБЭПа с видеокамерой и берут с поличным этого опасного преступника.

В Калининском районе Санкт-Петербурга был случай, когда во время подобной операции, айтишник, отпросившись в туалет, спустил в унитаз всю оплату за свой нелегкий и рискованный труд. Однако сотрудники ОБЭПа не привыкли отступать, и купюры того же достоинства, как по волшебству, оказались в нужном кармане «злобного компьютерного гения». Далее система правосудия включает автоматический режим, показывая по ТВ сюжет о поимке преступника и возбуждая против него уголовное дело.

Здесь стоит упомянуть, что на практике российская судебная система, почти все уголовные дела по преступлениям, направленным против личности, возбуждаются исключительно в мировых судах и только по заявлению истца. Заявления же, согласно российскому судебному обычаю, мировые судьи стараются не принимать под любым формальным предлогом.

Одним из примеров является случай с Сергеем Бычковским, преднамеренно сбитым водителем иномарки, который был одним из обманутых дольщиков, перекрывших Горьковское шоссе, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Сергей, долгое время обивая пороги мирового суда на костылях, неоднократно получал отказы в возбуждении дела против водителя.

Тем не менее, в случае нарушения авторских прав, прокуратура и суд вступают в дело автоматически. Авторское право, как и любое другое, записанное в конституции, должно защищаться, безусловно. Однако адресное применение этой защиты напоминает борьбу с насморком на фоне всеобщей чумы.

Когда прилавки крупных торговых сетей завалены пиратской продукцией, приносящей баснословные прибыли, такая борьба с пиратством выставляет наши силовые структуры, мягко говоря, не в лучшем свете. Также ценовая политика отечественных производителей интеллектуальной собственности, учитывая уровень доходов граждан, вызывает вопросы. Разумеется, затраты на рекламу и большие штаты сотрудников влияют на конечную стоимость товаров.

Тем не менее, цена за морально устаревший DVD с фильмом в сотни рублей или за диск с программой в сотни тысяч – это именно та отправная точка, что порождает пиратство.

Оцените статью
Ритм Москвы