Константин Эггерт: Донецкий бумеранг для «банков Путина»

Новый судебный процесс в Соединенных Штатах и завершение в 2022 году судебного разбирательства в Нидерландах по делу малайзийского «Боинга» могут вызвать волну исков к российским финансовым учреждениям.

Про Куина Шансмана вы, возможно, ранее не слышали. Теперь же это имя, вероятно, будет периодически появляться в новостных лентах, особенно если вы являетесь клиентом Сбербанка или ВТБ.

18-летний гражданин США и Нидерландов Шансман находился среди 269 пассажиров и членов экипажа малайзийского «Боинга», сбитого 17 июля 2014 года над Донбассом. На процессе в Нидерландах, который проходит против трех граждан России и одного гражданина Украины, обвинение утверждает, что лайнер был уничтожен ракетой из установки «Бук», доставленной из российской воинской части для поддержки так называемых «ополченцев».

Семья Шансмана подала иск к Сбербанку и ВТБ еще в 2019 году. Оба банка уже находятся под санкциями Соединенных Штатов и Европейского союза. Иск основан на документах, которые, по утверждениям адвокатов семьи, свидетельствуют о том, что данные учреждения переводили деньги марионеточным «ЛНР» и «ДНР», используя корсчета в США.

Адвокаты банков пытались убедить судью в Нью-Йорке отклонить дело, однако судья Эндрю Картер постановил, что иску быть. На его взгляд, антитеррористическое законодательство США позволяет рассматривать претензии к финансовым учреждениям, которые переводят средства террористам.

На первый взгляд, ситуация не выглядит серьезной: частный иск одной семьи против крупных банков, которые уже страдают от существующих с 2014 года санкций. Однако, несмотря на некоторые убытки, эти «системообразующие» банки России не находятся в критическом положении. Долгосрочные кредиты они могут получать как от западных кредиторов, так и внутри страны. Невозможность торговли ценными бумагами «Роснефти» тоже повлияла, но не является фатальной.

В данном контексте санкции США и ЕС не представляют собой самую страшную угрозу не только для Сбербанка и ВТБ, но и для Кремля. Их введение произошло на фоне надежд на изменение поведения российского руководства, что, как мы знаем, не произошло.

Теперь речь идет о серьезном открытом судебном процессе. Адвокаты семьи Шансмана будут последовательно представлять доказательства в рамках иска по статьям о пособничестве терроризму. Ответить защитникам банков будет крайне сложно, ведь это не пресс-конференция в Москве, где можно говорить о «беспочвенных обвинениях» или «киевской хунте». В американском суде такие аргументы не сработают.

Кажется, что стороны могут прийти к соглашению: выплатить семье Шансмана приличную сумму в обмен на отзыв иска. Но это невозможно. Перевод хотя бы минимальной суммы подразумевает признание вины, что Кремль никогда не согласует, учитывая политическую обстановку вокруг Украины.

Суд по иску семьи Шансмана, вероятно, затянется на месяцы, а может быть, и на год. Но результат уже предсказуем. В дело могут вмешаться и конгрессмены США, особенно если республиканцы получат контроль на промежуточных выборах в 2022 году. Они могут обвинить администрацию Байдена в недостаточной жесткости по отношению к Москве, что приведет к новым более строгим санкциям.

Хотя маловероятно, что речь пойдет об отключении Сбербанка и ВТБ от системы SWIFT, могут быть введены серьезные ограничения на операции с долларовыми корсчетами. Такие предложения уже озвучивались ранее.

Кремлю придется реагировать, но как? Ударить по Федеральной резервной системе будет непросто. Возможно, власти решат принудительно конвертировать долларовые депозиты в рубли, как это предлагал глава ВТБ. Хотя после опровержений от Центробанка, это остается под вопросом.

Тем временем, до конца 2022 года суд в Нидерландах должен вынести вердикт по делу трех россиян, включая Игоря Гиркина, и одного украинца по обвинению в уничтожении малайзийского лайнера. Поскольку процесс уже привел к значительным последствиям, это может вызвать новую волну исков к российским госбанкам.

«Донецкий бумеранг» продолжает свой полет.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы