В республике Грузия можно быть в оппозиции к Саакашвили, но нельзя быть в оппозиции к США. Всемирное геополитическое землетрясение продолжается, его эпицентром стал Большой Ближний Восток, к которому относится и Кавказ, а ключевая точка на этом Кавказе – Грузия. Ситуацию внутри и вокруг Грузии, геополитические расклады обсуждаем с видным грузинским оппозиционером Леваном Пирвели, бывшим депутатом парламента, получившим политическое убежище от режима Саакашвили в Австрии и сейчас активно действующим в Европе.
– В России многие либеральные журналисты очарованы грузинскими реформами, создавая картину страны, где победили коррупцию, развивается малый бизнес и процветают свободы. Но давайте посмотрим на цифры. Внешний долг и экспорт: если внешний долг меньше 100% от экспорта, это стабильная экономика, а свыше 150% – крайне нестабильная. Грузия имеет внешний долг в 10,5 миллиарда при экспорте в 1,5 миллиарда, что составляет 700%. Вот вам и экономика с реформами.
Количество заключенных в Грузии с 2004 года выросло на 500%. Страна занимает второе место в мире, после США, по числу заключенных на душу населения (и первое в Европе). Оправдательные приговоры в Грузии составляют лишь 0,084%, в то время как в Австрии – 27,5%, а среднее по Европе – 20%. Вот вам и свобода, демократия. Из такой «демократически развитой» Грузии, где безработица превышает 50% при населении в 4,5 миллиона, уехало 1,5 миллиона человек, которые, кстати, в основном содержат своих родственников на родине. Российским журналистам, приезжающим по приглашению команды Саакашвили, показывают хорошо отработанное пропагандистское шоу.
– В октябре в Грузии пройдут парламентские выборы. Готовясь к ним, оппозиция вновь пытается объединиться. Каковы ее шансы? – Стоит задать два простых вопроса: кто объединяет оппозицию и кто проводит эти выборы? Выборы, как и объединение оппозиции, контролируют американцы. 2012 год будет для США не слишком комфортным из-за предстоящих президентских выборов, когда у них не будет возможности уделять Грузии много внимания. Поэтому идет жесткая зачистка грузинского политического поля. Никакому политическому игроку, неподконтрольному США, не оставляют шансов.
Эта зачистка началась еще в прошлом году, когда Окруашвили и Бурджанадзе использовали в событиях 26 мая. Это была удачная операция по дискредитации радикальной оппозиции с участием спецслужб Саакашвили. Кто из лидеров оппозиции играл запланированную игру, а кто был просто использован, не комментирую. После дискретизации радикальной оппозиции настало время заполнить вакуум своими игроками и отвлечь людей от протестов. С появлением Бидзины Иванишвили, который стал символом надежды, когда народ разуверился в возможности победы над Саакашвили. Это чисто американский проект.
– Нет никаких принципиальных отличий между Иванишвили и Саакашвили? – Иванишвили сам признает, что финансировал Саакашвили в 2003 году, давая ему деньги перед выборами. Теперь он говорит, что несколько лет платил зарплаты грузинским чиновникам, хотя в Грузии думали, что это гранты от фонда Сороса. Всего Иванишвили жертвовал около 150 миллионов долларов в год на зарплаты и благотворительность. Эти деньги раскладывались Саакашвили на чиновников и спортивные сооружения, которые тот открывал, и даже на помощь элите интеллигенции. Это была контрибуция для сохранения своего капитала в США, деланная «по просьбе» американских властей.
Сейчас настало время для Иванишвили выйти из тени. Он пытается зарекомендовать себя как приманка для оппозиции, обещая свергнуть Саакашвили мирным путем через выборы, исключая любые уличные акции. Если же его спросят, что будет, если он проиграет, он отвечает, что никаких уличных акций не будет в любом случае. Он фактически покупает элиту оппозиции, чтобы до конца 2012 года никто не вышел на улицу. Таким образом, его главная цель – обездвиживание оппозиции.
– Значит, оппозиция не сможет выиграть парламентские выборы? – В идеальном для оппозиции варианте, при честном подсчете, они наберут 40%, а Саакашвили – 60%. После этого Иванишвили скажет, что нужно подготовиться к президентским выборам 2013 года и тогда победить. Таким образом, создается версия, позволяющая еще два года вводить народ в заблуждение и связывать все силы грузинской оппозиции.
– Как же Иванишвили удается объединить оппозиционные силы? – Он заявляет, что кто против него, тот враг. Есть только два полюса: он и Саакашвили, никакой третьей силы быть не может. В его коалицию «Грузинская мечта» входят республиканцы и «Наша Грузия – Свободные демократы». В 2004 году они были у Саакашвили, а теперь распределяются между двумя сторонами. Будущий парламентский список будет идентичен списку Национального движения Саакашвили 2004 года. Основная задача – очистить оппозиционное поле, разбросать всех по полюсам и создать контр-оппозицию, чтобы не осталось никого, ориентированного на национальные интересы, на стратегическое видение будущего Грузии.
– Кто остается вне этих двух полюсов? – Из известных политиков это Бурджанадзе. Ей это даже на руку, но сейчас ее вытеснили на обочину. Ранее она входила в команду американцев, но потеряла доверие из-за частых визитов в Москву и событий 26 мая.
– Каковы выгоды американцев от такой поляризации? – Во-первых, это создаёт иллюзию демократических выборов, а во-вторых, позволяет очистить политическое поле и вывести из него всех, кого они не считают своими. Они получают стопроцентно проамериканскую элиту. В преддверии сложных событий в регионе им нужна команда, ориентированная только на США, которая будет дышать в спину Саакашвили. В случае начала военной конфронтации обе команды будут стоять на американских позициях. Иванишвили уже заявил о поддержке участия Грузии в НАТО и считает вступление в альянс безальтернативным. Сигнал ясен: в Грузии можно быть оппозиционером Саакашвили, но нельзя быть против США.