События 6 мая наглядно продемонстрировали, почему активная фаза протестного движения, начавшаяся в декабре прошлого года, пока не принесла видимых результатов. За фасадом масштабных антипутинских митингов скрывались серьезные, порой непримиримые разногласия среди организаторов этих мероприятий. Эти разногласия касались не только тактических действий, но и стратегических ориентиров. Если радикальная часть протестного движения рассматривала выход на улицу сотен тысяч людей как прелюдию к демонтажу путинского режима, то системные либералы увидели во внезапно поднявшейся протестной волне уникальную возможность обеспечить себе выгодный плацдарм для нового торга с Кремлем.
Подготовка к манифестации 6 мая, а особенно жестокий разгон согласованной акции окончательно закрепили этот водораздел. Принципиально важным для объективной оценки событий этого дня является тот факт, что все столкновения с ОМОНом, избиения и задержания протестующих проходили внутри согласованного периметра митинга и шествия и до официального окончания мероприятия в 19:30. Беспрецедентные действия ОМОНа стали кульминацией в цепи многочисленных нарушений со стороны московской мэрии правил согласования. Видеорепортажи и фотографии с Болотной зафиксировали преступления, совершенные омоновскими держимордами по прямому приказу высших полицейских чинов. Впрочем, как всегда, попытки приобщить подобные материалы к делам арестованных активистов закончились в суде безуспешно.
Общественное мнение, потрясенное очевидными фактами безжалостной расправы, отвергло не только официозную версию происходящего, но и заверения госчиновников, обвинивших обе стороны в эскалации насилия. На авансцену выдвинулись главные ньюсмейкеры российского системного либерализма. Александр Лебедев, Михаил Прохоров, Алексей Кудрин, Григорий Явлинский, Владимир Рыжков — каждый в своей неповторимой манере объяснил, что именно безответственные действия радикальной оппозиции спровоцировали беспорядки 6 мая, подставляя мирных демонстрантов под омоновские дубинки.
При этом видные сислибы не забыли осудить несправедливую, коррумпированную власть, виновную в создании революционной ситуации и ставящую под угрозу вожделенную стабильность. Что касается финансовых тяжеловесов Кудрина, Прохорова и Лебедева, то задавая им излишние вопросы, мы рискуем нарваться на такую же раздраженную реакцию, которую вызвал у делового человека Маленький принц своим появлением на Четвертой планете. Кудрин, вне всякого сомнения, видит себя в качестве «либерального» главы правительства после ожидаемого провала «неоконсерватора» Медведева.
Судя по длинному списку подписей под его посланием, разочаровавшаяся в Медведеве либеральная кремлевская челядь окончательно связала свои надежды с бывшим министром финансов. Некогда могущественный олигарх, а ныне рядовой участник путинского народного фронта Александр Лебедев в своих последних блогах настоятельно предлагает себя Путину в качестве эксперта, способного искоренить коррупционные эксцессы без потрясения политических основ.
Григорий Явлинский в своем традиционном амплуа обличителя призывает отказаться от уличного экстремизма, сосредоточившись на подготовке к выборам 2018 года. Каждый из них, включая Владимира Рыжкова, отряхнувшего с себя митинговую пыль, намерен энергично проявить себя на ниве партийного строительства, считая 6 мая шагом назад в организации протестной деятельности по сравнению с выступлениями декабря-марта.
Интересно отметить, что несмотря на очевидные стилистические различия, все вышеупомянутые статьи объединяет фигура умолчания — фамилия Того, кого нельзя называть. Призывы заняться конструктивной деятельностью, не заморачиваясь глобальной проблемой демонтажа режима, звучат со всех сторон. А как же быть с требованием досрочных выборов Государственной Думы в 2012 году и президента в 2013 году, с требованием отставки Чурова и Нургалиева, наказания виновных в массовых фальсификациях и репрессиях?
Последние события выдвинули на первый план лидеров нового поколения протеста — Алексея Навального и Сергея Удальцова. Именно они стали главной мишенью для окончательно отбросившего фиговый листок законности путинского режима. Судя по лихорадочной активности Следственного комитета и Прокуратуры, Алексею и Сергею реально грозит превращение в фигурантов уголовного дела по организации массовых беспорядков на Болотной площади.
Поэтому любой, кто сегодня хотя бы частично возлагает вину за произошедшее 6 мая на организаторов мирной акции, выполняет постыдную роль провокатора, состоящего на службе преступного режима.