Карина Орлова: Трампизм не пройдет

2 ноября в США прошли выборы в нескольких штатах и городах, включая ключевые гонки в Вирджинии и Нью-Джерси на пост губернатора, выборы мэра в Нью-Йорке и референдум в Миннеаполисе о реформе полиции. Итоги выборов оказались для Демократической партии не только плачевными, но и крайне тревожными.

В Вирджинии демократы потеряли пост губернатора, уступив республиканцу. В Нью-Джерси действующий демократ Фил Мерфи с минимальным отрывом сохранил свой пост, хотя его противник-республиканец иногда лидировал в подсчетах голосов. Выборы мэра Нью-Йорка, где зарегистрировано в семь раз больше демократических избирателей, чем республиканских, предсказуемо выиграл Эрик Адамс, победитель демократических праймериз. Это была настоящая сенсация, поскольку Адамс, бывший полицейский, выбрал умеренную повестку, выступая против дефинансирования полиции — ключевой идеи прогрессивного крыла Демпартии, возникшего в результате движения Black Lives Matter. Более того, в Миннеаполисе, где протесты против расовой несправедливости вспыхнули после убийства Джорджа Флойда, жители сказали «НЕТ» на референдуме по упразднению полицейского департамента города и его замене на департамент общественной безопасности, подчиненный мэру и городскому совету.

Таким образом, прогрессивная повестка, предлагающая радикальные методы решения проблем, полностью провалилась, даже среди демократических избирателей. На фоне высокомерного роста уровня преступности, включая убийства в крупных городах США, таких как Нью-Йорк и Вашингтон, ожидать, что жители проголосуют за упразднение или дефинансирование полиции, было бы странно. Если что-то и нужно делать с полицией, то, скорее, дофинансировать ее — это, кстати, предлагал Джо Байден на выборах.

Прогрессисты не захватили Демократическую партию так, как ультраправые подмяли под себя Республиканскую партию. Хотя их число невелико, а неудачи грандиозны, негативная PR-кампания со стороны ультралевых, усиленная ультраправыми СМИ и республиканскими политиками, работает против всей Демпартии. Неопределившиеся избиратели, которые голосовали за Трампа в 2016 году, но поддержали Байдена в 2020, уверены, что партию охватил социалистический бес. Однако до социализма Соединенным Штатам еще далеко, как и Советскому Союзу до светлого коммунистического будущего.

Вирджиния является ярчайшим примером переменчивости электората. С середины 20-го века штат выбирает то демократов, то республиканцев на пост губернатора и в законодательный орган. Он считается лакмусовой бумажкой для настроений избирателей по всей стране. Летом Вирджиния оказалась в центре культурных войн, когда консервативные республиканцы среди родителей и учителей начали «крестовый поход» против преподавания критической расовой теории. Это учение, подчеркивающее системный характер расизма в американских институтах, стало мишенью для ультраправых активистов, включая сторонников Трампа, несмотря на то, что критическая расовая теория не преподавалась в школах Вирджинии.

Тем не менее, многие избиратели назвали образование одной из главных причин, почему они голосовали за республиканца Глена Янкина, бывшего управляющего инвестиционного фонда, который никогда до этого не занимался политикой. Янкин пообещал запретить критическую расовую теорию в школах Вирджинии. Ультраправые СМИ сумели убедить избирателей в том, что это преподавание представляет собой апокалипсис, утверждая, что «наших белых детей лишают детства и заставляют чувствовать вину за то, к чему они непричастны». Чем больше прогрессивные голоса поднимались, включая страницы крупных изданий, таких как The New York Times, тем сильнее эти сообщения подхватывали ультраправые ресурсы, настаивая на том, что главная повестка демократов — «промыть мозги нашим детям».

Преподавание критической расовой теории вовсе не является топ-приоритетом для Демократической партии. Однако перебить этот нарратив настоящими проблемами, актуальными для восстановления страны после пандемии, демократы не смогли или не захотели. Сами же демократы часто и справедливо упрекают свою партию в том, что она замкнулась в собственном «echo chamber», не слыша реальных запросов избирателей.

Республиканец в Вирджинии одержал победу в основном благодаря экономической повестке, обещая снизить и отменить некоторые налоги. Выборы в Вирджинии продемонстрировали, что демократы растеряли поддержку избирателей в сельских округах и даже в некоторых пригородах, что может стать проблемой на среднесрочных выборах в Конгресс в 2022 году и выборах президента в 2024 году. Год назад Байден выиграл Вирджинию у Трампа с преимуществом в 10 процентных пунктов. Сегодня же демократы ее потеряли, и это плохие новости для партии.

Однако есть и хорошие новости — не для отдельно взятой партии, а для всей страны и, возможно, человечества. Идеология трампизма не позволит республиканцам привлечь неопределившихся избирателей и даже умеренных республиканцев, что подтвердили выборы в Вирджинии. Избранный губернатор Глен Янкин проявил мастерство, балансируя между ярыми сторонниками Трампа и умеренными республиканцами. Он ни разу не поддержал основные лозунги Трампа о «украденных выборах» и даже признал, что Джо Байден законно выиграл выборы.

При этом Янкин предложил проверить избирательные машины Вирджинии, что трамписты интерпретировали как сигнал в свою сторону. Трамп поддержал кандидатуру Янкина, но сам Янкин не приглашал бывшего президента на свои мероприятия и не участвовал в его акциях. В результате Янкин превзошел результаты Трампа во всех округах, включая самые «красные», и успешно отобрал демократические позиции в пригородах Вашингтона и Ричмонда, где многие белые избиратели с высшим образованием отвергли республиканизм при Трампе. Янкин заручился поддержкой трампистов, но для победы ему понадобились голоса умеренных и неопределившихся избирателей.

Простая математика показывает, что Трампу в 2024 году нужно было бы получить не только все голоса, которые он набрал в 2020-м, но и дополнительные 7 миллионов, которые он проиграл Байдену. Учитывая, что Трамп является продуктом медиа и социальных сетей, которые его используют, ему будет сложно сохранить своих старых избирателей, не говоря уже о привлечении новых.

Выборы в Вирджинии подтвердили, что в 2020 году Байден многим обязан именно Трампу — как Трамп выиграл в 2016 году за счет негативного облика Хиллари Клинтон. Республиканцы не смогут выиграть общенациональные выборы с трампизмом, но могут это сделать без него, как это продемонстрировала Вирджиния. Что касается слухов о возможной кандидатуре Трампа в 2024 году, они скорее служат для сбора средств, ведь сборы в комитеты политического действия Трампа достигли рекордов. Интрига о его выдвижении — это просто способ отвлечь внимание и заработать.

Трамп, не сумев удержаться в списке 400 богатейших американцев по версии Forbes, вероятно, не станет участвовать в выборах из-за своего нарциссизма и страха. Он не умеет справляться с поражениями и, возможно, снова не будет бороться за победу, если почувствует, что у него нет шансов. Трампизм силен в своей идеологической незамысловатости и бесновании, но его сила ограничена, и со временем, несмотря на шум, его влияние будет ослаблено.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы