Я долго наблюдала за этой истерией, где из победителя пытались сделать побежденного, чтобы понять антологию этого явления. Я все ждала, когда массовый психоз спадет, безумие кончится и хоть кто-нибудь додумается прочитать решение. Это решение Европейского Суда по правам человека, принятое по первой жалобе Михаила Борисовича Ходорковского. Теперь – доброе утро, страна! Знаете про что это решение? Оно о том, что Ходорковский выиграл практически все пункты своей жалобы от четвертого года. И это только самая первая жалоба, в которой признаны нарушенными важные, конечно, права, но до принципиальных вопросов еще далеко-далеко.
Профессиональным провокаторам сильно помогли правозащитники. Они, как и все другие категории населения, решили Постановление не читать, но сразу же заклеймить. Нет, я все понимаю. Они искренне сочувствуют Михаилу Борисовичу, и их расстроило, что ЕСПЧ, как им объяснили, не признал политических мотивов в деле. Во-первых, это не то, что сказал ЕСПЧ (их просто обманули), во-вторых, Европейский Суд – это не Эмнести Интернэшнл, он не про политику, он про нарушения прав человека, именно за этим туда обращаются, именно они и были сполна признаны Европейским Судом в великолепно прописанных мотивировках и выводах Суда.
Кстати, за высокую правовую технику этого решения стоит порадоваться. Чуть ниже я вкратце коснусь тех позиций, что признаны Судом нарушенными, из чего видно, что нарушено все, что обжаловалось именно в этой жалобе. И все-таки, что же это за нарушение такое статьи 18 и почему оно важно (а оно-таки важно!) и что Суд с ней, бедной, сделал такого, что одни плачут и посыпают голову пеплом, а другие злорадствуют и потирают руки. Да ничего особенного! Он сказал, что чтобы Суду утверждать о нарушении статьи 18, надо иметь такие неопровержимые доказательства, что лучше бы Суду применить наивысший стандарт доказывания и не признать – во всяком случае, на этом этапе – нарушения ст.18, дабы избежать обвинения в политизированности и сделать решение Суда непоколебимым.
Что ж, вполне разумный подход – в конце концов, это только самая первая, но не единственная жалоба МБХ. В последующих жалобах ст. 18 уже была признана приемлемой (Лебедев-2 против России). Ладно, хотите тест? Враги Ходорковского празднуют победу, так говорите? Ага, славненько! Предлагаю им – коль скоро они дело выиграли – не обжаловать это решение в Большую Палату. Пускай они не обжалуют это решение, а мы через три месяца пойдем в Верховный суд России, в Комитет Министров Совета Европы. Принуждать Российские власти исполнить это решение в полном соответствии с 14-м Протоколом!
КАК?? А вот посмотрите! А? Ну, как, согласны??? Нет? Почему нет? Ведь утверждается, что он все проиграл, а выиграл какую-то мелочь… Конечно – незаконный арест силами ФСБ в Новосибирске – это мелочь (и здесь совсем нет политики, не правда ли?), незаконное длительное содержание под стражей, да еще и в условиях бесчеловечного обращения, унижающего человеческое достоинство! (тут тоже еще нет политики)!! Запугивание, обыски адвокатов, незаконное помещение в металлическую клетку больше чем на год человека, который по закону считался невиновным, незаконное судебное рассмотрение продления сроков содержания под стражей – и все это умышленно, по воле властей, которые – презумируется – знали закон, но почему-то его нарушали.
Но при этом Суд, заботясь о своей политической неангажированности, признавая многочисленные нарушения фундаментальных прав человека, не спешит с утверждениями по факультативным вопросам. Если все-таки имелись законные, хотя бы формальные, условия привлечения к уголовной ответственности – тогда нельзя сказать, что есть неоспоримые доказательства нарушения статьи 18. Это то, что сказал Европейский Суд по правам человека, а не член товарищеского суда Линча под председательством Болоболова, чьи малограмотные злобствования мне довелось сегодня увидеть в очередном номере «бегемота».
А хотите еще больше посмеяться? Откройте… нет, послушайте, ну, не поленитесь, прочитайте на досуге, вот ради интереса, чтобы понять, о чем все эти слабоумные кричат, почитайте статью 18 Конвенции – попробуйте найти там слова: политическая мотивированность, или хоть одно слово о политике в любом падеже!!! Да-да, именно это я пытаюсь объяснить: в статье 18 НЕТ НИ ОДНОГО СЛОВА О ПОЛИТИКЕ. Так о чем бормочут все эти победители в деле Ходорковского? Да, мы говорили и будем говорить о политическом преследовании нашего подзащитного, мы будем в дальнейших делах все глубже и неоспоримее подводить Суд к выводу по статье 18, и возможно, нам это удастся, а если даже нет, то она, статья 18 Конвенции, сама по себе не является нарушением, она сопутствующее обстоятельство, важное, но сопутствующее!
А нарушения Конвенции касаются статей 3, 5, и других, которые еще впереди, в следующих решениях, и как раз МНОГОЧИСЛЕННЫЕ нарушения прав человека в отношении Ходорковского со стороны российских властей, были нами бесспорно доказаны и признаны Европейским Судом. Так что это блестящее решение – это победа добра над злом, и это только первый этап, поэтому мы и приглашаем наших друзей и всех людей доброй воли порадоваться тому, что самое первое, самое начальное дело Михаил Борисович уже выиграл – и пожелайте ему дальнейших побед. А недруги, да и пес с ними, пусть радуются своим измышлениям.